Наука и практика, , Вокруг Света

Названы две эмоции, которые заставляют благотворителей жертвовать деньги

Ученые показали, как работают призывы помочь питомцам с точки зрения психологии.
freepik.com

Российские ученые из Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ и МФТИ изучили взаимосвязь между шестью базовыми эмоциями человека и его готовностью жертвовать деньги на благотворительность. В исследовании применили объективный метод — программу автоматического распознавания выражения лиц. Больше остальных с размерами пожертвований оказались связаны три чувства — счастье, грусть и гнев.

Результаты работы опубликованы в журнале Heliyon. Объективная фиксация эмоций Предыдущие исследования благотворительного поведения и его эмоциональной составляющей показывали противоречивые результаты. По мнению экспертов, это было связано довольно субъективными методами изучения, когда участники сами оценивали свое состояние, их влияние на решение жертвовать, не всегда точно понимали свои чувства или не готовы были откровенно о них сообщать.

Чтобы собрать объективные данные о связи эмоций и благотворительности, команда российских ученых впервые в мире в рамках такого исследования использовала технологию аффективного вычисления — программу FaceReader.

Она позволяет автоматически распознавать все базовые эмоции человека на основе выражений лица, а также их валентность (положительные/отрицательные) и уровень возбуждения.

Кого разжалобит собачья жизнь?

Авторы провели эксперимент, где 45 добровольцам показывали фотографии собак и предлагали сделать пожертвования для помощи им. Чтобы фиксировать изменения эмоций на лицах людей, животные на снимках были в различных состояниях — больные/здоровые, домашние/бездомные, взрослые/щенки, с человеком/без человека и так далее. Исследователи отметили, что выбрали собак не случайно: не все в обществе считают их милыми домашними питомцами, люди могут воспринимать их как угрозу, особенно если речь о бродячих собаках.

Поэтому призывы о помощи могли вызвать совершенно противоречивые чувства.

Анализ результатов показал, что на готовность жертвовать деньги благотворительной организации и размер пожертвования существенно влияли грусть, счастье и гнев. Причем негативные эмоции — грусть и гнев — увеличивали вероятность пожертвования, а счастье — уменьшало. Уровень личного финансового благополучия не сказался на том, сколько участники готовы были отдать.

А вот то, какую значимость они придавали деньгам, — повлияло. Всем добровольцам была выдана одинаковая сумма за участие в эксперименте — 320 рублей: они могли пожертвовать любую ее часть (или всю сумму) на благотворительность, а остальное забрать себе.

Чем выше для участника была субъективная ценность его вознаграждения, тем меньше он жертвовал.

Зачем это изучать?

Результаты исследования, как рассчитывают авторы, будут применяться для разработки эффективной благотворительной и социальной рекламы — с опорой на объективные данные о влиянии эмоций. И помогут некоммерческим организациям, которые в значительной степени зависят от поддержки такого рода.

Не гневом единым

Однако авторы обращают внимание, что эксперимент был краткосрочным. И хотя неприятные эмоции, как выяснилось, увеличивают размеры пожертвований, возможно, не стоит постоянно обращаться к этим чувствам. «[Это верно] при первичном обращении, однако регулярно повторяющиеся негативные призывы к благотворительности могут спровоцировать угасание эмпатии или избегание — человек просто исключит такого рода сообщения из своего информационного поля» - заявила Анна Шепеленко.

Чтобы выяснить, какие призывы к благотворительности будут эффективнее в течение месяцев и лет, потребуются более продолжительные исследования, говорят ученые. 

А вы знали, что авокадо — это фрукт?

Во время загрузки произошла ошибка.

Читайте также: 5 глупых вопросов о мочевом пузыре. Отвечает уролог

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.