Современные аптеки похожи на супермаркеты. Чего в них только не продается, от классических лекарств до всевозможных БАДов, витаминов, жевательных резинок и средств гигиены. Одна упаковка красочнее другой, а фармацевт всегда готов дать массу рекомендаций. Сегодня мы рассказываем, по каким признакам можно отличить настоящее лекарство от бессмысленной «пустышки».
Дайте что-нибудь от температуры
Многие видят в аптечных фармацевтах не только продавцов, но и хороших советчиков. Часто человек приходит в аптеку не за конкретным препаратом, а просит посоветовать что-нибудь «от головы» или «от температуры». Стоит ли так делать?
Возможно, иногда такие советы и полезны. Например, от температуры и от боли вам наверняка порекомендуют ибупрофен, для облегчения насморка — солевые растворы и сосудосуживающие капли. Но фармацевт — это не лечащий врач. Он не обязан разбираться в симптомах болезней, не сможет установить вам точный диагноз и составить полноценную программу лечения. Одни и те же симптомы могут развиваться при разных болезнях, а у разных людей болезни протекают по-разному. У каждого лекарства есть противопоказания, не все пациенты реагируют на него одинаково.
Некоторые препараты нужно принимать осторожно и только по показаниям, строго в определенное время. Яркий пример — антибиотики, принимать их без назначения врача недопустимо.
Оригинал или дженерик?
Чтобы разобраться в том, что такое оригинальное лекарство и его дженерики, и чем они различаются, нужно понимать, как вообще новые препараты появляются на полках аптек. Этот путь — долгий и сложный. Если верить Европейской академии пациентов, в среднем он продолжается 12 лет и требует немалых затрат . Сначала ученые в лабораториях находят молекулы, которые потенциально могли бы стать лекарствами. Эти молекулы тщательно исследуют на клеточных культурах, лабораторных животных, затем приходит время клинических испытаний на людях, которые проходят в несколько этапов. Многие вещества на первый взгляд кажутся очень перспективными, но на определенном этапе от них приходится отказываться. Например, они недостаточно эффективны или вызывают слишком серьезные побочные эффекты.
Разработка нового лекарства — дело затратное и рискованное. Естественно, фармакологическая компания рассчитывает отбить вложенные деньги и заработать. Но о существенной выгоде не может быть речи, если новый препарат тут же начнут копировать другие производители (им-то проще, они не вкладывались в разработку, а сразу воспользовались готовой технологией). Поэтому все новые лекарства защищены патентом — документом, который дает фармкомпании, разработавшей новый препарат, эксклюзивное право на его производство. Патент действует 20 лет, после чего другие компании могут начать создавать аналоги, их и называют дженериками. Это то же самое лекарство, отличаться могут лишь технологии производства, внешний вид препарата и упаковки.
Несомненный плюс дженериков — более низкая (иногда в несколько раз) стоимость по сравнению с оригинальным препаратом. Но за эти деньги вы не всегда получаете тот же уровень качества. В России, где рынок дженериков регулируется не так хорошо, как в западных странах, эта проблема особенно актуальна.
Например, «средняя температура» по цивилизованному миру — 4-5 дженерических препаратов для одного и того же активного вещества. В российских аптеках можно встретить куда более богатое разнообразие. Например, у одного оригинального препарата может быть больше ста аналогов. Естественно, контролировать качество каждого из них — сложная задача.
Дешевле — значит лучше?
Распространен миф о «жадных фармацевтах», которые «впаривают» лекарства с красивыми названиями, в то время как у каждого препарата есть копеечный аналог. Все не так просто. Например, препарат панкреатин стоит намного дешевле фирменного аналога — мезима. Последний — и есть оригинальный препарат с фирменным названием и высокой ценой. Как мы помним, разработка новых лекарств — дело затратное. Поэтому именно оригинальные препараты, как правило, стоят дороже. И, что важно, они практически никогда не называются по МНН или химической формуле действующего вещества — компания-создатель вправе дать оригинальному препарату красивое фирменное название.
БАДы — это еда
Биологически активные добавки часто лежат в аптеках на одной полке с лекарствами. Многие из них и воспринимаются как лекарства, но разница есть, и очень большая. БАДы — это по сути продукты питания, хотя иногда их и рассматривают как нечто среднее между пищей и лекарственными препаратами. В них содержатся некоторые биологически активные вещества, но организм человека вполне может получить их и из обычной пищи. Дозировки полезных веществ в БАДах никак не рассчитывают, для них не предусмотрены клинические исследования, не нужно доказывать их эффективность.
БАДы нельзя преподносить как средства, которые могут лечить и предотвращать болезни, хотя некоторые продавцы этим активно занимаются. Впрочем, совсем отказывать биологически активным добавкам в каких-либо полезных эффектах было бы неправильно. Например, фолиевую кислоту рекомендуют беременным, потому что она помогает предотвратить пороки развития у ребенка. Фолиевая кислота может продаваться как в форме лекарственного препарата, так и в форме биологически активной добавки. Во втором случае упрощен процесс регистрации, производителю не нужно точно рассчитывать дозы. БАД тоже может быть полезна, но ключевое слово тут — «может».
Отличить биологически активную добавку от настоящего лекарства не так сложно. На рекламных листовках и упаковке должно быть написано, что это пищевая добавка. Это значит, что при приеме такого средства никакой положительный эффект не может быть гарантирован. Мало того, БАДы, как и некоторые продукты, могут влиять на эффективность лекарств — часто отрицательно. Поэтому если вы решили принимать спирулину, чесночные капсулы или аюрведические пилюли в дополнение к основному лечению, об этом непременно стоит сообщить лечащему врачу.
Гомеопатия: немного магии, вода и сахар
Гомеопатические препараты часто соседствуют в аптеках с традиционными лекарствами. Иногда их назначают пациентам даже врачи в поликлиниках. О том, что собой представляет гомеопатия, и почему она не работает, мы писали не раз. Если коротко, гомеопатические средства готовят из раствора, который много раз разбавляют. В итоге в растворе практически не остается молекул «действующего» вещества (многие из которых сами по себе являются опасными). Сторонники метода считают, что это работает по принципу «подобное лечит подобное». Например, гомеопатический кофеин должен работать как снотворное, а какой-нибудь яд — как противоядие.
Что не так с гомеопатией? Она противоречит законам физики и химии. Такие препараты не могут работать в теории, и они не работают на практике — этому есть немало доказательств. Например, Управление по контролю за качеством пищевых продуктов и лекарственных препаратов США (Food and Drug Administration, FDA) не признает такие препараты и не регистрирует их. В России гомеопатические средства зарегистрировать легко, но юридические законы не отменяют законов природы. Единственный эффект, который способны оказывать гомеопатические средства, — эффект плацебо.