Актриса Гвинет Пэлтроу договорилась со всемирно известным издательством Conde Nast о выпуске журнала Goop о здоровье. Вышло всего два номера, а потом сотрудничество прекратилось: издательство требовало тщательнее проверять материалы о здоровье и нанять фактчекера. Помимо прочего, в Goop писали об отказе от Wi-Fi и паровой чистке влагалища.
Goop договорился о сотрудничестве с Conde Nast весной прошлого года — тогда о проекте Пэлтроу в восторженных тонах высказалась арт-директор издательства и легендарный редактор Vogue Анна Винтур. Планировалось, что журнал будет выходить ежеквартально.
Первый выпуск с Пэлтроу на обложке вышел прошлой осенью, второй — этой весной. После этого сотрудничество Goop с издательским домом прекратилось. «Conde Nast сейчас в процессе изменений и работает очень старомодно», — объяснила актриса в интервью New York Times Magazine, уточнив, что в издательстве «по понятным причинам очень много правил».
Как следует из интервью актрисы, у издательства и Goop возникли разногласия по поводу фактчекинга материалов. Conde Nast настаивал, чтобы интервью с целителями и практикующими нетрадиционную медицину специалистами проверялись с научной точки зрения. В свою очередь, редакция Goop предпочитала просто публиковать интервью под видом рекомендаций без какой-либо дополнительной проверки, что противоречило политике издательства.
В итоге некоторые материалы в последний момент менялись на сделанные на скорую руку статьи о путешествиях. Кроме того, Пэлтроу хотела с помощью журнала продавать товары Goop — в Conde Nast настаивали, что хотят сотрудничать с журналом, а не с каталогом.
Пэлтроу не согласна с тем, что журнал публиковал антинаучные или недостоверные данные. «Мы никогда не делаем однозначных утверждений», — объяснила она в интервью. А главный редактор портала Элиза Ленен посчитала, что авторы портала просто «задают вопросы». Несмотря на это, Goop после прекращения сотрудничества с Conde Nast все-таки нанял фактчекера. Пэлтроу прокомментировала это решение так: «Неизбежная усиливающаяся боль».
Goop постоянно ругают врачи
Актриса начала развивать бренд Goop (название составлено из ее инициалов) еще в 2008 году. Сама Пэлтроу объяснила, что увлеклась темой велнес (концепция здорового образа жизни, включающая как физическое, так и ментальное благополучие) после того, как у ее отца нашли рак. Проект начинался как интернет-рассылка — в ней актриса, например, рекомендовала «быть полицейским для своих мыслей» или отказаться об употребления продуктов белого цвета.
В 2012 году Пэлтроу запустила полноценный портал с интернет-магазином. А еще через несколько лет впервые провела саммит, посвященный здоровому образу жизни. Цены на билеты начинались с $500, а на самой конференции помимо Пэлтроу выступали ее коллеги по сцене Кэмерон Диаз и Николь Ричи.
Статьи, опубликованные на сайте, с самого начала регулярно критиковались учеными и врачами, которые называли материалы лженаучными. Goop, например, предостерегал читательниц от ношения лифчиков с эффектом пуш-ап — утверждалось, что они увеличивают излучение от смартфонов, ограничивают «поток токсинов в лимфатических узлах» и могут вызвать рак. Материал содержит и ряд рекомендаций — например, советует отказаться от Wi-Fi в пользу проводного интернета.
Исследования, проводившиеся учеными в США, отрицают какую-либо связь между нижним бельем и возникновением рака.
В другом материале Goop приводились советы «натуропата и гомеопата». Собеседница портала тогда посоветовала в течение восьми дней употреблять только сырое козье молоко, чтобы избавиться от паразитов. Метод не имеет под собой научных оснований, а в Британии даже проводились небольшие исследования, которые говорят о том, что употребление непастеризованного молока как раз может привести к заражению паразитами.
Большой резонанс вызвала и другая рекомендация портала — его читательницам предложили воспользоваться услугами СПА-центра, в котором можно провести «паровую чистку» («пропаривание») влагалища — утверждалось, что это может сбалансировать уровень гормонов и улучшить энергетические потоки. «Если вы в Лос-Анджелесе, вы обязаны это попробовать», — говорилось в гиде. Методика подверглась критике гинекологов, после этого формулировку в материале заменили на «вы можете это попробовать».
От «мозговой пыли» до энергетических вампиров
Вопросы у врачей вызвал и ассортимент магазина Goop, который рекламировался в его статьях. Например, за 69 долларов на сайте можно купить «магически заряженное» нефритовое яйцо для влагалища, которое «поможет высвободить сексуальную энергию». Профессиональные гинекологи от такой покупки предостерегли и даже посчитали ее опасной. А за 85 долларов можно приобрести целый набор камней, заряженных с помощью Рэйки — методики «гармонизации чакр».
В магазине продают «мозговую пыль» (Brain Dust), которая позволяет синхронизироваться с космическими потоками для достижения «больших целей», спрей против энергетических вампиров, а также всевозможные масла, БАДы (некоторые из них также вызывали опасения у врачей) и секс-игрушки.
Рекламировал Goop и наклейки, которые позволяют «сбалансировать энергетические частоты в нашем теле» — утверждалось, что они делаются из того же материала, что и скафандры для астронавтов. В NASA тогда заявили, что ничего о таком материале не слышали.
Осенью прошлого года британский журнал Skeptic, который занимается разоблачением лженауки, удостоил Goop награды Rusty Razor («Ржавое лезвие»).
Впрочем, несмотря на критику, Пэлтроу удается зарабатывать на Goop. В 2016 году компания привлекла около 20 миллионов долларов благодаря венчурным инвестициям и открыла штаб-квартиру в Лос-Анджелесе.
Больше о псевдонаучных публикациях читайте здесь.