Сотрудники нескольких московских лечебных и исследовательских учреждений совместно с коллегами из Германии представили новый способ определения степени тяжести сердечной недостаточности у пациентов. Он основан на двухфотонной томографии периваскулярной зоны — пространства между капиллярами и соседними тканями. Как выяснилось, ширина этого пространства связана с количеством межклеточной жидкости, избыток которой приводит к отекам. Чем интенсивнее отек, тем выше степень тяжести сердечной недостаточности. Достоверных количественных способов для ее определения ранее не существовало. Научная статья опубликована в Journal of Biophotonics.
Сердечная недостаточность — весьма распространенный синдром. В развитых странах им поражено до двух процентов населения. Его наличие существенно снижает качество жизни, а острая и тяжелые стадии хронической сердечной недостаточности приводят к смерти. Причина этого синдрома — нарушение работы сердечной мышцы. Оно приводит к тому, что сердце перекачивает кровь недостаточно эффективно.
Жидкость в пространстве между клетками (тканевая жидкость) образуется из плазмы крови, ее при сердечной недостаточности становится больше: кровь не успевает уходить из тканей. Возникают отеки. Как правило, чем сильнее они выражены, тем выше степень тяжести сердечной недостаточности. Однако точно определить ее бывает непросто, так как каждый симптом (одышка, отечность, повышенная утомляемость, кашель, сердцебиение, хрипы) в отдельности может быть выражен в неодинаковой степени.
Российские ученые предложили оценивать тяжесть сердечной недостаточности по тому, насколько сильно нарушена у пациента микроциркуляция крови — ее отток от капилляров в ткани и возвращение из них обратно в капилляры. Для этого они отобрали 129 добровольцев, из которых 79 имели сердечную недостаточность различной выраженности, а остальные выступали в качестве контрольной группы.
Все испытуемые прошли эхокардиографию для оценки работы сердца и видеокапилляроскопию сосудов ногтевого ложа пальцев левой руки. Также им выполнили двухфотонную томографию тех же капилляров. Последние две процедуры были нужны, чтобы определить размер периваскулярной зоны этих сосудов при разном «освещении». Обычно этот параметр не используют для диагностики. Однако ряд недавних исследований показал, что размер периваскулярной зоны может быть связан со степенью нарушения оттока жидкости от тканей в капилляры.
Периваскулярная зона на кадрах, полученных во время видеокапилляроскопии, выглядит как светлое пространство между петлевидными капиллярами и более темными клетками кожи. Оба метода «просвечивания» капилляров показали, что у больных сердечной недостаточностью высокой степени тяжести периваскулярная зона наиболее широкая (около 150 мкм), у здоровых того же возраста и массы тела — намного уже (около 90 мкм). Размер периваскулярной зоны также коррелировал со степенью отечности и толщиной слоя живых клеток эпидермиса — поверхностного слоя кожи. Поэтому авторы статьи предложили использовать двухфотонную томографию и традиционную видеокапилляроскопию для оценки нарушений микроциркуляции крови у больных сердечной недостаточностью. Эта оценка позволит определить риск возникновения отеков, а они, как правило, означают увеличение степени тяжести сердечной недостаточности.
Предложенный российскими и немецкими учеными метод — первый, позволяющий количественно оценить проявления синдрома сердечной недостаточности. Также важно, что ширина периваскулярной зоны определяется безболезненно, неинвазивно — то есть процедура не доставляет пациентам дискомфорта.
Ранее специалисты Европейского общества кардиологии сообщали, что для сердца опасна соль.