Британские ученые выяснили, что из распространенных вкусов, которые может распознать человек, кислый может сильнее всего сподвигнуть на рискованное поведение. Люди, попробовавшие кислую жидкость, чаще и охотнее рисковали, причем этот эффект не зависел от культурной принадлежности участников и их индивидуальной предрасположенности к рискованному поведению. Статья опубликована в журнале Scientific Reports.
В идеальной ситуации человек принимает все решения взвешенно, опираясь на известные факты и собственные способности, а также объективно оценивая все последствия. В реальной жизни это не так, процесс принятия решений во многом определяется внешними факторами, способными влиять на наше поведение. Опираясь на это допущение, работает, например, реклама: потребители захотят купить тот товар, который покажется им наиболее привлекательным как внешне, так и в плане полезности.
Разумеется, внешние факторы, определяющие то, как люди принимают решения, могут быть и менее очевидными: например, в солнечную погоду, как выяснили ученые, люди с меньшей охотой готовы идти на финансовые риски. Проверить, как на предрасположенность к риску влияют пять базовых вкусов (сладкий, соленый, кислый, горький и умами) решили Чи Тан Ви (Chi Thanh Vi) и Марианна Обрист (Marianna Obrist) из Сассекского университета. В их исследовании приняли участие 70 британцев и 71 вьетнамец: добровольцы из двух стран позволили ученым оценить возможное влияние на результаты культурного фактора.
До начала эксперимента каждый участник заполнил два стандартизированных опроса, оценивающих их импульсивность и предрасположенность к поиску острых ощущений. После этого каждому участнику давали небольшую чашечку с 20 миллилитрами жидкости с одним из пяти вкусов. После того как участники выпивали ее содержимое, им предлагали поиграть в специальную игру: в ней на экране появляется воздушный шарик, который можно надувать нажатием мышки. Чем больше становится шарик, тем большее денежное вознаграждение получит участник. Шарик, однако, может в любой момент лопнуть, и тогда участник потеряет все заработанные деньги. Предрасположенность к риску, таким образом, измеряется в количестве нажатий на шарик, времени между нажатиями, а также в том, взорвался ли он. В качестве контрольного условия в игру также предлагали поиграть после 20 выпитых миллилитров воды.
Среди участников-британцев больше всего раз на воздушный шарик кликали после кислой жидкости: в среднем около 40 раз, что, например, на 39% больше, чем после сладкой жидкости. Также в «кислом» условии участники чаще теряли деньги (то есть шарик взрывался), но и зарабатывали больше, чем во всех других условиях. Тем не менее кислый вкус, наряду со сладким, делал британцев более нерешительными, увеличивая время между нажатиями (в среднем 420 миллисекунд для сладкого и 380 для кислого против 230 для умами).
Любопытно также, что кислый вкус (по сравнению с нейтральным) заставлял людей рисковать независимо от их общей склонности к принятию рискованных решений, а также от того, на что они полагаются при принятии решений — на логику или интуицию. Ученые пришли к выводу, что способность кислого вкуса толкать людей на рискованные поступки независима от культурной принадлежности и даже — личностных характеристик. Авторы уверены, что полученные результаты необходимо использовать во благо: например, для того, чтобы подтолкнуть неуверенных в себе людей на совершение поступков, способных улучшить качество их жизни.
На принятие решений также влияет и особенности социального взаимодействия: ученые, например, показывали, что риск может быть заразителен.