Сотрудники НИИ Митоинженерии МГУ на примере крыс установили, как связаны между собой два компонента рефлекса эрекции полового члена — приток крови в пещеристые тела и усиление тонуса мышц, поднимающих этот орган. Выяснилось, что ощущения от одного процесса не влияют на наличие или отсутствие второго. По крайней мере, это верно в случаях, когда нарушена связь спинного мозга с головным, а рефлекс уже начался. Научная статья опубликована в журнале BMC Urology.
Эрекция — это рефлекс, который осуществляется в основном за счет двух процессов. Мышцы, связанные с половым членом, сокращаются, благодаря чему орган выпрямляется и приподнимается. Одновременно с этим они пережимают вены, отводящие кровь от пещеристых тел. Артерии при этом под воздействием ряда сигнальных веществ расширяются, то есть приносят больше крови в пещеристые тела, чем в покое. Как итог, пещеристые тела наполняются кровью, и половой член становится упругим и твердым. Как изменением тонуса сосудов, так и сокращением мышц в данном случае руководят нервы, отходящие от спинного мозга. Также на эрекцию может влиять головной мозг, однако исходящие от него сигналы в данном случае не основные.
До сих пор не было понятно, влияют ли сигналы о степени наполненности пещеристых тел на сокращения мышц, поднимающих пенис, и может ли меняться тонус артерий, приносящих кровь к пещеристым телам, в ответ на сигналы о сокращении соответствующих мышц. Чтобы выявить возможные связи в данном случае, ученые использовали взрослых самцов лабораторных крыс. У них нарушили связь между спинным и головным мозгом, чтобы исключить его влияние на исследуемый рефлекс. Во время проведения экспериментов животные находились под общим наркозом.
После этого всех животных разделили на шесть групп по 7−8 особей. В двух группах нарушили работу нерва, передающего сигналы о кровенаполнении пещеристых тел: в одном случае его перерезали, в другом — подействовали блокатором передачи электрических сигналов. В других двух группах аналогичным образом убрали чувствительность нерва, собирающего от мышц, поднимающих пенис, сигналы об их тонусе и отправляющем их в спинной мозг. Животным из пятой группы нарушили проводимость нерва, дающего сигналы этим мышцам сокращаться: следовательно, полноценной эрекции у них быть не могло, но пещеристые тела были способны наполняться кровью. На нервы самцов из шестой, контрольной группы, не действовали.
Затем у каждого самца четыре раза с интервалом в 5−7 минут вызвали эрекцию электрическим воздействием на дорсальный нерв полового члена, запускающего этот рефлекс. Степень сокращения мышц, поднимающих половой член, измеряли с помощью специальных электродов. Также датчики давления определяли кровенаполнение пещеристых тел.
Выяснилось, что во всех случаях, когда половой член в принципе способен к эрекции (то есть у животных из групп 1−4 и 6), мышцы, поднимающие его, сокращаются независимо от того, получает ли спинной мозг сигналы о состоянии пещеристых тел. Обратное тоже было верно: кровь приливала в пещеристые тела, даже если мышцы не были способны поднять пенис, как у самцов из группы 5. Ни сила сокращения мышц, ни степень наполнения пещеристых тел кровью не зависели друг от друга.
Тем не менее, влияние поднимающих половой член мышц на наполнение пещеристых тел кровью существует. Однако описано оно уже давно. Как уже было сказано выше, это влияние заключается в том, что сокращение таких мышц «перекрывает» вены, уносящие кровь от пещеристых тел. Поскольку артерии продолжают приносить кровь в пещеристые тела, объем последних увеличивается, как и давление в них. За счет этого увеличиваются объем и упругость пениса.
Читайте также, как правильно общаться с человеком, у которого эректильная дисфункция.