Ведущий мировой специалист в области биологии онкологических заболеваний, профессор Мелвин Гривс (Melvyn Greaves) из Института раковых исследований (Лондон, Великобритания), опубликовал в журнале Nature Reviews Cancer статью, в которой впервые предлагает теорию, объясняющую причины развития самого распространенного типа детского рака — острого лимфобластного лейкоза (ОЛЛ). Болезнь поражает кроветворные клетки костного мозга, у которых нарушается процесс созревания, и они начинают неконтролируемо размножаться.
До настоящего времени ученым было неясно, что именно запускает в организме ребенка процессы, приводящие к болезни. Эта болезнь чаще всего встречается у детей в развитых странах мира, количество пациентов увеличивается со скоростью примерно один процент в год. Профессор Гривс предположил, что детский лейкоз — это расплата за экономический прогресс и хорошие социальные условия жизни населения.
Гривс суммировал итоги исследований, проведенных во всем мире в последние три десятилетия, и пришел к выводу, что в основе ОЛЛ, как и в основе аутоиммунных и аллергических заболеваний, которые также в основном поражают жителей развитых стран, лежит так называемая «гигиеническая теория» или «теория отложенного инфицирования». Когда первый год жизни ребенка проходит в слишком стерильных условиях, он практически не контактирует с грязью, вирусами и бактериями, не взаимодействует с другими детьми, например, в яслях, то не происходит предусмотренный природой старт работы иммунитета, иммунная система просто не созревает. Поэтому контакт с обычной инфекцией, к примеру гриппом, в более старшем детском возрасте приводит к тому, что в организме запускаются аномальные процессы, приводящие к развитию лейкоза.
При этом, считает профессор Гривс, биологический механизм развития лейкоза, состоит из двух этапов. Первый этап происходит еще во внутриутробном периоде, когда у плода случается генетическая мутация, предрасполагающая к развитию болезни. Согласно оценкам Гривса, с такой мутацией рождается примерно каждый двадцатый ребенок. Однако впоследствии заболеет ОЛЛ примерно лишь один процент из них, и это, скорее всего, будут как раз те дети, у которых было слишком стерильное младенчество.
Как подчеркивает Гривс, его теория говорит о том, что лейкоз можно предотвратить, если целенаправленно стимулировать иммунную систему в первый год жизни ребенка. Сейчас профессор проводит эксперименты на мышах, изучая, можно ли проводить профилактику лейкоза с помощью безвредных для организма микробов, которые помогут раннему созреванию иммунитета. Если ребенок до года растет в слишком стерильных условиях, у него резко повышается риск острого лимфобластного лейкоза.