При оценке риска возникновения рака яичника онкологи принимают в расчет состояние здоровья родственников первой и второй линии родства женского пола, то есть риск заболеть зависит от того, был ли рак диагностирован у матери и/или бабушек пациента. В основе этого подхода лежит аутосомно-доминантная модель наследования. Первое слово в ее названии указывает на то, что наследственные факторы (гены) располагаются в неполовых хромосомах — аутосомах (их у человека 22 пары), а второе — на то, что для проявления признака, его доминирования, достаточно наличия активного гена в одной из пар хромосом.
Заболевания, отвечающие такой модели наследования, передаются из поколения в поколение, поражая лиц мужского и женского пола с равной частотой, и проявляются у детей пациентов в 50% случаев. При этом здоровый ребенок гарантированно не является носителем болезнетворного гена, ведь доминантный ген одной из пары хромосом обязательно выражается в признаке. Считалось, что именно так, по аналогии с раком молочной железы, вызванной мутациями в генах BRCA, происходит наследование рака яичника, и диагностика была рекомендована для лиц, попадающих в группу риска именно исходя из этих соображений.
Эта модель не могла объяснить результаты исследования, согласно которым риск возникновения рака яичника среди сестер пациента был выше, чем у дочерей при заболевшей матери. Анализ базы данных в настоящей работе подтверждает эти результаты: риск заболеть для дочери пациентки составлял 35%, а для сестры — 66%.
Исследователи предположили, что фактор, вызывающий рак яичника, наследуется как признак, сцепленный с полом, то есть возможный ген находится в половой, 23-ей Х-хромосоме. У женщины Х-хромосом две, и одна из них передается ребенку (из пары хромосом одна — от отца, одна — от матери), поэтому если в одной из них есть фактор заболевания, то риск, что ребенок получит именно эту хромосому, составляет 50%.
Во втором поколении дочь будет иметь вторую «здоровую» Х-хромосому от отца и своим детям может передать либо ее, либо другую «больную» хромосому из пары, полученную от матери. То есть по материнской линии, от бабушки внучкам, болезнь будет передаваться в 50% случаев. По отцовской же линии во втором поколении внучки получают бабушкину «больную» Х-хромосому в 100% случаях, поскольку у их отца только одна Х-хромосома, доставшаяся ему от матери, а ее парой является Y-хромосома от отца, наличие которой и определяет мужской пол.
Ученые нашли подтверждение модели Х-наследования, то есть в два раза большую заболеваемость раком яичника по отцовской линии в 3 499 парах бабушка-внучка, анализируя базу данных института им. Парка. Среди «отцов» отмечен больший процент страдающих от рака простаты. Вызывать рак яичника может ген MAGEC3, причем независимо от генов, повинных в раке молочной железы.
Новая модель наследования меняет принципы диагностики и включает в группу риска сестер пациенток, мужчин, а кроме того предлагает для будущих исследований рака яичника ген-кандидат в Х-хромосоме.
Исследование опубликовано в журнале PLOS Genetics.
Ранее международная группа ученых и врачей выдвинула новую гипотезу относительного того, почему одни виды рака встречаются часто, а другие — крайне редко. По их мнению, в этом виноват естественный отбор, и уязвимость определенного органа к раку зависит от того, насколько он необходим владельцу для достижения репродуктивного возраста.