Такое мнение высказал в своей новой статье доцент Университета Флиндерса (Австралия), специалист по интернету и психическому здоровью Мубарак Рахаматулла (Mubarak Rahamathulla). Статья принята для публикации в научном журнале Journal of Information, Communication and Ethics in Society.
«Общество просто не готово к столкновению с такой разноплановой, сложной проблемой, как существование целой прослойки людей, у которых развилось настоящее психическое расстройство — интернет-зависимость, проявляющаяся в навязчивом желании нарушать социальные нормы в киберпространстве», — считает Рахаматулла. Он отметил, что люди с этим состоянием не только не выявляются, они не получают никакой поддержки или лечения, что только усугубляет ситуацию, усиливая падающую на них психологическую нагрузку и заставляя их вести себя еще более девиантно (то есть вопреки социальным нормам).
Рахаматулла имеет в виду пользователей соцсетей, которые пытаются справляться со своими психическими и эмоциональными проблемами в реальной жизни с помощью девиантного поведения в сети, создавая тем самым проблемы другим пользователям. Речь идет об анонимном троллинге (провокациях и издевательстве), буллинге (травле), навязчивом секстинге (публикации интимных фото и сообщений соответствующего содержания), и так далее. «Наше исследование говорит о том, что такие люди в реальной жизни чувствуют себя жертвами, и потому стремятся отыграться за свои унижения, используя соцсети», — пояснил эксперт.
При этом, как показало исследование, в основном свою патологическую активность интернет-зависимые люди проявляют не в «больших» соцсетях — в Facebook, Instagram, YouTube или Twitter, — где за девиантное поведение могут быстро забанить, а в мобильных мессенджерах. Такие приватные каналы связи, позволяющие общаться один на один, предоставляют больше возможностей для нарушения социальных норм.
Рахаматулла считает, что навязчивую склонность к девиантному поведению в сети необходимо рассматривать как клиническое расстройство, требующее разработки соответствующих методов лечения.