Как полагают авторы исследования, представленного на международном конгрессе Experimental Biology 2017, все дело в генетических вариациях, которые влияют на работу головного мозга и тем самым определяют пищевое поведение — что именно и в каких количествах вы едите.
Речь идет об однонуклеотидных полиформизмах (SNP) — отличиях (вариантах) последовательности ДНК всего в один нуклеотид. Именно от SNP в геноме зависят индивидуальные особенности человека.
Ученые проанализировали генетические данные 818 человек европейского происхождения, а также собрали информацию об их рационе. Особое внимание исследователи обратили на 1359 SNP, расположенных на 38 участках хромосом (локусах).
Эти гены, как показали предыдущие исследования, связаны с определенными поведенческими и психологическими особенностями — склонностью к различным зависимостям, депрессии, расстройствам пищевого поведения и так далее.
Ученые пришли к выводу, что такие SNP играют очень важную роль в том, какую пищу предпочитает есть человек. Например, в страсти к шоколаду «виноват» определенный вариант гена OXTR. Этот ген кодирует белок, вырабатываемый некоторыми клетками мозга и отвечающий за их восприимчивость к «гормону любви и привязанности» окситоцину. Причем этот же SNP определяет склонность к лишнему весу — у людей с такой вариацией гена OXTR окружность талии оказалась больше, чем у других.
Вариация гена FTO, связанного с ожирением, определяет отношение человека к овощам и вообще к потреблению клетчатки, вариации генов CREB1 и GABRA2 отвечают за любовь к соленому, а вариация гена SLC6A2 — за пристрастие к жирной пище, установили ученые.
Авторы исследования предполагают, что именно наличием таких SNP во многом объясняются трудности, с которыми сталкиваются люди, пытающиеся начать питаться правильно. Знание о генетических основах пищевого поведения может помочь в создании индивидуальных, персонализированных планов здорового питания, уверены ученые.
Ранее австралийские исследователи предложили способ обуздать страсть к шоколаду.