И не сказ о том, как «красоту моих ног» спасла чудо-операция: я не знаю, как долго продлится эффект, будут ли рецидивы, да и красота пока сомнительная — варикозных узлов нет, зато есть синяки и следы от проколов.
Это история о том, как выглядит «изнутри» процесс радиочастотной облитерации (абляции) вен — самого продвинутого на сегодняшний день метода лечения варикоза в случаях, когда лазер и склерозирование уже не могут помочь, а традиционной флебэктомии хочется избежать.
Почему не работают кремы, гели и таблетки, и при чем здесь Исаак Ньютон
Теперь я знаю, что при выраженном варикозе единственное действенное консервативное (то есть не оперативное) средство — носить правильно подобранный компрессионный трикотаж или бинтовать ноги.
Внешнее сдавливание (23-25 атмосфер (32 мм.рт.ст.)) временно приводит расширенные вены в состояние, близкое к физиологической норме, и кровообращение в них отчасти восстанавливается.
Таблетки, призванные улучшить эластичность стенок сосудов, ничего не могут сделать с уже потерявшими эластичность венами. Эти лекарства нужны только для профилактики и работают лишь со здоровыми венами.
Рассасывающие мази на основе гепарина и всевозможных экстрактов (арники, конского каштана, пиявок) оказывают временное действие, облегчающее симптомы, но не могут устранить причину того, что вена расширена: «поломку» клапанов, которые способствуют правильному направлению течения крови.
Без него кровь просто сливается в вену, двигаясь только вниз (вот он, закон всемирного тяготения), а не снизу – вверх и от поверхности внутрь, как бывает с работающим клапаном.
Таким образом, происходит парадокс: пораженные вены бесполезны и фактически выключены из кровообращения, но при этом в них может собираться до 600–1000 мл крови.
«Погуглите», или Как убежать от хирурга
Последние лет десять одни врачи настойчиво рекомендовали флебэктомию (удаление пораженных вен через разрезы в ногах и в паху под общим наркозом), а другие (я обращалась за вторым, третьим, четвертым мнением) говорили, что варикоз все равно вернется, что «делай, не делай — ты обречена на узлы, тяжесть, отеки и боли».
Опыт родных и знакомых после флебэктомии был самый разный — от «прошло 20 лет, все супер, ножки как у девочки» до ампутации ноги у моей родной тети через те же 20 лет мучений после неудачной флебэктомии.
Врачи в районных поликлиниках и государственных больницах не то что не предлагают, но и не рассказывают о современных методах лечения варикоза: раз они не предусмотрены ОМС, то и нечего тут рассуждать.
Ангиохирург на предоперационной (да, я уже было решилась) консультации в районной больнице на мой вопрос о современных методах сказал: «Погуглите».
На этом волшебном слове мое общение с бесплатной медициной кончилось: разумеется, я и раньше гуглила, но мне казалось важным узнавать такие вещи от лечащего врача и применительно лично ко мне, а не из общих аннотаций на сайтах платных клиник.
Итак, если «погуглить», то можно узнать, что даже с выраженным варикозом второй стадии не обязательно ложиться под нож с общим наркозом, обзаводиться тремя шрамами на каждой ноге и проходить длительный восстановительный постоперационный период.
Коротко о четырех основных методиках лечения варикоза
Флебэктомия — оперативное вмешательство по удалению пораженных вен. Делается три надреза: на лодыжке, под коленкой и в паху, и через них расширенная и уже не работающая вена удаляется полностью или частично. Операция проводится под общим наркозом. Есть еще минифлебэктомии, когда удаляются участки вен.
Эндовенозная лазерная коагуляция и радиочастотная облитерация (ЭВЛК и РЧО) — похожие методики, но в них используются разные источники теплового воздействия на пораженный участок вены.
В обоих случаях сосуд подвергается коагуляции — повреждающему тепловому воздействию лазера или радиочастотного излучения на внутреннюю поверхность вены.
В результате просвет сосуда закрывается — происходит облитерация. Работа ведется только с пораженными участками под контролем УЗИ.
Что использовать — лазер или радиочастотный прибор — решает врач-флеболог во время предварительного дуплексного сканирования вен.
Как правило, для вен диаметром более 1 см лазер не используется, а применяется методика РЧО (или комбинированная флебэктомия). Так было и в моем случае.
Склеротерапия — щадящая безоперационная методика, которая дает хорошие результаты на ранней стадии варикозной болезни, а также применяется в дополнение к ЭВЛК или РЧО. Инъекционно в вену вводится специальный склеивающий состав, и она склерируется.
РЧО — операция или нет?
Да, это операция, но малоинвазивная (не через разрезы, а через проколы) и под местным обезболиванием (или спинальной анестезией). Перед ней обязательно проходят предоперационную подготовку — анализы крови и мочи, флюорография, кардиограмма, визит к терапевту.
На многих сайтах частных клиник написано, что РЧО — это безоперационная методика, «процедура». Это не так.
Другое дело, что это операция после которой, если вы себя нормально чувствуете (не «скакнуло» давление, не произошло никаких осложнений), можно сразу идти домой и на следующий день вернуться к активной жизни, если не считать запрета заниматься спортом на три недели (до месяца).
Но можно и взять больничный — просто чтобы прийти в себя и спокойно походить на УЗИ и осмотры.
Я настраивалась на операцию, держалась и чувствовала себя хорошо, доехала сама до дома, но вечером и на следующий день у меня наступила реакция: дикая усталость, слезы, головная боль. В таком состоянии лучше не ходить на работу, если есть возможность.
Что происходит во время РЧО
В пораженные участки вен (они определяются на УЗИ, а перед операцией доктор «рисует» на ножках картину, которую я окрестила «Вены-реки») через прокол вводится специальный катетер, через который проводится тепловое воздействие, приводящее к облитерации сосуда (как бы «заваривающее» вену).
Перед тем как ввести катетер, врач проводит анестезию.
Интересно, что радиочастотный генератор автоматически определяет температуру и продолжительность воздействия на каждый участок — в отличие от лечения лазером, где «доза» контролируется хирургом.
Пораженных участков вен на моих двух ногах довольно много, операция длилась два с половиной часа.
По ее окончании места проколов дезинфицируются и заклеиваются пластырями, на ноги сразу надевают компрессионный трикотаж.
Послеоперационный период
Пока я в самом его начале, но уже сделала два УЗИ — все хорошо, диаметр вен не изменился, просто в них не определяется кровоток.
На ногах в местах проколов синяки, но отек с щиколоток спал. Тяжесть немного чувствуется к вечеру, это нормально, все пройдет постепенно, а облитерированные участки вен полностью «рассосутся» в течение года.
Безобразных варикозных «узлов» нет, но до красоты еще далеко: предстоит курс уколов (компрессионного флебосклерозирования) для тех венок, которые нельзя было трогать без риска повреждения нервов.
Склерозирование противопоказано летом из косметических соображений — пигментация склерозированных вен остается надолго, в некоторых случаях навсегда.
Сами проколы после РЧО полностью заживают за неделю. Первые трое суток нужно постоянно находиться в компрессионных чулках — и спать тоже.
Это тяжело, но возможно: главное, белье должно быть правильно подобрано. Через трое суток на ночь его можно снимать, но придется носить компрессию от 3 недель до месяца и дальше — только по необходимости для профилактики: например, если нужно провести день на ногах, лететь в самолете и так далее.
После операции по усмотрению врача примерно на месяц назначаются антикоагулянты для предотвращения образования тромбов.
Женщинам можно после РЧО беременеть и рожать (после окончания приема препаратов).
Сколько стоит РЧО
Стоимость РЧО варьируется в зависимости от клиники, московские цены — 52 000–59 000 рублей за одну ногу, часто эта методика входит в программы добровольного медицинского страхования.
В любом случае пациента ждут и дополнительные траты: катетер для РЧО (около 15000 рублей, это расходный материал и, как правило, оплачивается отдельно); компрессионное белье (хорошие чулки — стоят 7 000–7 500 рублей); упаковка современного препарата-антикоагулянта стоит около 3 000 рублей на месяц.
Кому противопоказана РЧО
Беременным, кормящим, перенесшим тромбозы (глубоких вен нижних конечностей), страдающим мерцательной аритмией, а также если есть проблемы с ношением компрессионного трикотажа, например, при серьезной избыточной массе тела. В любом случае, это решает врач.
Эффективность РЧО: прогноз
«Эффективность РЧО достигает 96-100% в первые три года», «Как и в случае с другими методиками, рецидив после РЧО наблюдается примерно в 10% случаях», — так пишут в аннотациях к методике РЧО на сайтах, посвященных флебологии. Чему верить?
«Облитерированные вены растворяются и больше не появятся, однако учитывая этиологию заболевания, гарантировать появление других расширенных вен ни один врач не станет», — рассказывает к.м.н., хирург-флеболог Андрей Манаев.
По словам врача, главные причины варикозной болезни вен нижних конечностей — расплата человечества за прямохождение, наследственность.
«На третьем месте — следствия образа жизни: интенсивные физические нагрузки (тяжелая атлетика, например), длительные статические нагрузки (у преподавателей, поваров)», — продолжает врач.
Будет ли рецидив, зависит и от профилактики. Особенно актуальна она для тех, у кого есть наследственный фактор.
«Профилактика — это контрастный душ по пять минут вечером (теплая вода и прохладная), прием препаратов-венотоников курсами 2 раза в год, ношение компрессионного трикотажа первого или профилактического класса компрессии (достаточно гольфов) во время интенсивных физических нагрузок, длительных статических нагрузок, при долгих поездках», — заключает Манаев.
Читайте также о том, как делают лазерные операции на глазах.