Результаты исследования, проведенного учеными из Бангорского университета (Уэльс, Великобритания), опубликованы в журнале Frontiers in Psychology.
Для того, чтобы изучить принципы восприятия законов стихосложения, исследователи использовали кинханед — технический прием в традиционной валлийской поэзии. Кинханед основан на созвучиях, аллитерации (повторении одинаковых согласных) и внутренней рифме, что делает конструкцию стиха чрезвычайно ритмически организованной.
Авторы исследования специально сочинили короткие поэтические отрывки на валлийском языке, в части из которых соблюдались законы кинханеда, а в других они были нарушены. Эти отрывки случайным образом были представлены 25 участникам исследования. У всех этих людей валлийский язык был родным, но ни один из них прежде не был знаком с кинханедом.
Участников попросили оценить стихи в соответствии с тем, насколько приятными на слух с эстетической точки зрения они им показались. Оказалось, что участники по большей части дали максимальную оценку тем стихам, которые полностью соответствовали законам кинханеда, и наоборот, отвергли те стихи, где эти законы нарушались.
При этом, когда ученые наблюдали за электрофизиологической реакцией мозга на правильные и неправильные поэтические конструкции, они обнаружили, что она значительно отличается. Что интересно, позитивная реакция мозга именно на стихотворный отрывок, в котором соблюдаются законы кинханеда, наблюдалась даже тогда, когда участник не мог внятно объяснить, что конкретно ему нравится или кажется диссонансом в том или ином стихе.
Это доказывает, что мозг способен чутко реагировать на поэтическую гармонию, отметили исследователи. «Полученные нами данные впервые демонстрируют, что музыкальные, а не литературные, аспекты поэзии напрямую, минуя сознание, обращены к человеческой душе», — пишут авторы исследования.