Результаты исследования, проведенного Джудит Оуэнс (Judith Owens) из Бостонской детской больницы, Робертом Уитэкером (Robert Whitaker) из Университета Темпл и их коллегами, опубликованы в журнале Pediatrics.
Исследователи провели анализ данных, полученных в ходе онлайн-опроса, в котором приняли участие более двух тысяч американских старшеклассников в возрасте от 13 до 18 лет. Каждый из них отвечал на вопросы о своем сне (во сколько он обычно ложится спать, во сколько встает, испытывает ли сонливость в течение дня и так далее), и своих личностных особенностях, связанных со способностью к саморегуляции — когнитивных (познавательных, например: «Я легко забываю инструкции»), поведенческих («Я импульсивный») и эмоциональных («Я тревожусь, когда что-то меняется»). Кроме того, участники проходили стандартное тестирование на индивидуальный характер суточной активности (хронотип).
Как показал анализ, почти 22% школьников регулярно спят по ночам меньше 7 часов (согласно рекомендациям Американской академии медицины сна, подростки от 13 до 18 лет, для поддержания оптимального состояния здоровья и работоспособности, должны спать ночью от 8 до 10 часов). При этом, как оказалось, продолжительность ночного сна «сов» в среднем меньше, чем у «жаворонков». «Совы» также значительно чаще «жаворонков» жалуются на дневную сонливость и трудности с саморегуляцией, причем вне зависимости от того, как долго они спали ночью. Даже те «совы», которые обычно ложатся раньше «жаворонков» и спят дольше, днем страдают от проблем с концентрацией внимания, памятью, поведением, эмоциями и так далее.
«Полученные нами результаты свидетельствуют, что наибольшее влияние на ваше состояние днем оказывает не то, сколько вы спали ночью, а то, когда вы легли спать, на какой период суток пришелся ваш сон, совпал ли он с естественными биологическими ритмами вашего организма», — пояснила Оуэнс.
Авторы исследования подчеркивают: эти данные еще раз говорят о том, что занятия в средней и старшей школе стоит начинать позже, так как в подростковом возрасте происходит сдвиг биологических часов в сторону ночного хронотипа.
Ученые отмечают, что из-за отсутствия синхронизации между школьным расписанием и биоритмами подросткового организма, школьникам приходится просыпаться в состоянии минимальной активности (как если бы взрослым приходилось вставать на работу в три часа ночи). Кроме того, слишком ранний подъем лишает сон подростков REM-фазы (сна с быстрым движением глаз), который чрезвычайно важен для памяти и обучения.
Читайте также занимательные факты о сне.