Согласно новым правилам на одно посещение эндокринолога отводится 19 минут, кардиолога — 24 минуты, а стоматолога-терапевта — 44 минуты. Этот хронометраж приема врачей может варьироваться в зависимости от плотности населения или уровня заболеваемости в регионе. Нормы начнут действовать в начале 2017 года. Врачи говорят, что главное препятствие для соблюдения норм — необходимость заполнять медицинскую документацию. Но сокращать время приема в ущерб здоровью пациентов они не собираются.
Как сообщили «Известиям» в Минздраве, типовые нормы были рассчитаны на основании фотохронометражных исследований деятельности врачей-специалистов, проведенных в 17 пилотных субъектах РФ. Они будут носить рекомендательный характер и применяться с учетом организационно-технических условий медучреждений и мнения руководства поликлиники.
В проекте приказа министерства говорится, что на посещение врача-специалиста с профилактической целью отводится 60−70% от утвержденной нормы. То есть если на лечение стоматологу дается 44 минуты, то на профилактику — примерно полчаса.
В Минздраве также отметили, что из-за различий в плотности проживания, половозрастного состава населения и уровня заболеваемости нормы времени при оказании медпомощи в субъектах РФ могут увеличиваться. Например, на Крайнем Севере, где плотность населения составляет 2,5 человека на квадратный километр, кардиолог будет принимать на 3,6 минуты дольше, эндокринолог — на 2,9 минуты, а стоматолог — на 6,6 минуты.
Профессор, заведующий кафедрой и директор клиники эндокринологии Первого МГМУ им. И. М. Сеченова Валентин Фадеев рассказал, что типовые нормы времени не имеют жесткой привязки к работе врача и больше нужны для экономических расчетов Минздрава.
Клиническую медицину нельзя выразить в минутах или рублях. Это не строительство, не ГОСТы высоты здания или размеров кирпича. Когда работаешь с людьми, и тем более с больными, что-то предсказать сложно. На одного тратишь час, а другому бывает достаточно и пяти минут. Так что рядом с врачом никто не будет сидеть с секундомером.
Профессор отметил, что если на прием эндокринологом одного пациента отводится в среднем 19 минут, то за три часа врач должен принять около 10 человек. Это нормальный график, особенно если есть медсестра.
По нормативам Минздрава на заполнение медицинской документации врач может тратить 35% от времени приема одного пациента. Валентин Фадеев говорит, что от «бумажной» работы, которой загружены врачи, страдает качество их работы. И просто введением временных ограничений эту проблему не решить.
Бумажек огромное количество, и это реальная проблема. От врача требуют отчетности страховые компании, при этом документация составлена так, что нужно писать огромные тексты. Компьютеры есть не везде, системы баз организованы в меньшей части учреждений. Многие мои коллеги пишут истории болезни от руки, а потом вносят их в компьютерную систему.
Президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский говорит, что нормы времени не повлияют на качество помощи, которую врачи оказывают больным.
«Врачи будут пытаться соответствовать утвержденным показателям. Это еще более усугубит проблему приписок пациентов», — полагает Саверский. По его мнению, главным критерием оценки работы врача должен быть уровень удовлетворенности населения.
Исполнительный директор Национальной ассоциации медицинских организаций Сергей Лазарев отметил, что финансирование больницы зависит от количества пациентов, которых она обслуживает. Главврачи заинтересованы в том, чтобы специалисты работали больше.
«Есть два варианта развития событий. Либо у врача достаточно пациентов для выполнения плана, и он работает как ломовая лошадь, задерживается на рабочем месте, потому что не укладывается во временные рамки. Либо пациентов недостаточно, и он приписывает их. Были случаи, когда человек узнавал о посещении врача по записи в своей амбулаторной карте», — говорит Лазарев.
Он рассказал, что большую часть приема пациента врач занимается заполнением документации. Как правило, из 15 минут только три минуты специалист общается с больным.
«Врач должен думать, а не возиться с бумагами. А медицина — это искусство врачевания, а не конвейер. Быстрый диагноз — быстрая смерть, долгий диагноз — долгая жизнь», — заключил Лазарев.
Ранее нормы приема терапевтов, неврологов и других враче утверждались в 2015 году.