Статья когнитивного психолога Дэниэла Левитина (Daniel Levitin) из Университета МакГилл (Монреаль, Канада) и специалиста по анализу томограмм Скотта Графтона (Scott Grafton) из Калифорнийского университета (Санта-Барбара, США) опубликована в журнале Neurocase.
Как сообщается в пресс-релизе Университета МакГилл, сканирование мозга Стинга с помощью метода функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) было проведено несколько лет тому назад во время визита музыканта в лабораторию Левитина после концерта в Монреале.
Во время сканирования Стингу давали прослушивать отличающиеся по стилю музыкальные композиции, просили сочинить музыку и вспомнить какое-нибудь произведение, чтобы посмотреть, как ведут себя при этом различные структуры и зоны мозга.
При анализе томограмм Левитин и Графтон впервые использовали две новые технологии, позволяющие на основе картины изменений активности мозговых структур определить, как мозг Стинга реагирует на музыку.
Главным открытием стало то, что с точки зрения работы мозга сочинение музыки — совершенно уникальный акт, коренным образом отличающийся от другой творческой деятельности. В нем задействованы совсем другие зоны мозга, нежели при, например, сочинении художественной прозы или занятии изобразительным искусством.
Исследователи также обнаружили, что при прослушивании музыки и ее припоминании активизируются одни и те же структуры мозга. Это показывает, что процессы, происходящие в мозге при прослушивании музыки, и процессы, связанные с музыкальной памятью, имеют одну и ту же анатомическую природу, отмечают Левитин и Графтон.
Кроме того, анализ томограмм продемонстрировал, что мозг Стинга воспринимает композиции, в представлении ученых далекие друг от друга по стилю, как родственные, и наоборот. Так, поп-музыка в восприятии музыканта сильно отличается от других музыкальных жанров, а джаз, R&B, танго и рок — близки друг к другу. Это восприятие основано на аналогиях в темпе, ритме, музыкальном ключе, мотиве, оркестровке. Например, наиболее похожими, с точки зрения мозга музыканта, оказались «Libertango» Астора Пьяццолы и «Girl» Beatles, а также его собственная композиция «Moon over Bourbon Street» и «Green Onions» американской рок-группы Booker T. and the MG’s.
Левитин и Графтон уверены, что в будущем примененные ими в этом исследовании методы можно будет использовать для изучения различных процессов, происходящих в головном мозге творческих людей.