А вы «жаворонок» или «сова»? Вам больше нравится вставать рано утром и успевать до обеда сделать кучу важных дел или повышенные активность и работоспособность вас пробивают поздним вечером? Новое исследование ученых Университета Вандербильта из американского Нэшвилла показывает, что в ДНК «жаворонков» по сравнению с «совами» намного больше генов неандертальцев и денисовцев. Подробнее о работе рассказала биолог Ирина Якутенко.
Биологические ритмы
«Склонность вставать раньше или позже и разные уровни энергии в разное время суток — это проявление работы биологических часов, — рассказывает Ирина Якутенко. — Они реально существуют. Биологические ритмы в нашем организме контролируются вполне конкретными биохимическими и физиологическими процессами». Многие из реакций, участвующих в этой регуляции, хорошо описаны, причем не только у людей.
«Разные животные живут в разных условиях, в том числе в регионах с разным режимом освещенности, — продолжает Ирина Якутенко. — Например, около экватора день и ночь примерно равны круглый год, а в высоких широтах дни и ночи то укорачиваются, то удлиняются. И животным, если день короткий, необходимо вставать рано, иначе они просто не успеют найти себе и детенышам еду до темноты».
«Жаворонки» и «совы» из разных регионов
Ученые давно подозревали, что у разных представителей рода Homo гены, отвечающие за регуляцию биологических часов, могут быть разными, потому что они тысячелетиями эволюционировали в разных географических регионах. «Ветви, ведущие к Homo neanderthalensis, Homo denisova и Homo sapiens, разошлись около 700 тысяч лет назад. Наши предки остались в Африке, а предки неандертальцев и денисовцев ушли в Евразию, — рассказывает Ирина Якутенко. — Спустя еще примерно 300 тысяч лет евразийская популяция Homo разделилась еще на две: первая эволюционировала собственно в неандертальцев, а вторая — в денисовцев».
Неандертальцы и денисовцы плодились и размножались в Евразии до тех пор, пока туда не решили перебраться наши предки. Так как мы всегда были дружелюбными и приветливыми, около 40 тысяч лет назад все следы жизнедеятельности денисовцев и неандертальцев пропадают, отмечает биолог. «Перед тем как окончательно истребить конкурентов, будущие Homo sapiens немножко поскрещивались с ними, — продолжает ученый. — Поэтому у многих из ныне живущих людей есть гены наших тогдашних родственников. В частности, как показало новое исследование, многие Homo sapiens несут неандертальские или денисовские гены, отвечающие за биологические ритмы. Многие, но не все: часть людей имеют свои родные гомосапиенские гены, контролирующие сон и бодрствование».
Авторы работы обнаружили, что гены циркадных ритмов распределены в популяции не случайно: «жаворонки» чаще имеют гены, доставшиеся нам от неандертальцев и денисовцев, а «совы» — гены, специфичные для гомо сапиенс.
«У этого есть вполне логичное биологическое объяснение: наши предки жили там, где день и ночь не меняются в течение года, а предки денисовцев и неандертальцев — там, где минимум полгода важно было специально ловить как можно больше светлых часов», — продолжает Ирина Якутенко.
Читайте также: Что происходит с организмом, когда вы не завтракаете
5 продуктов, которые помогают «разогнать» метаболизм: