Прокрастинация — склонность к постоянному откладыванию важных, срочных или неприятных дел — приводит к нарушениям сна и бессоннице. Причем чаще с такой проблемой сталкиваются «совы», а не «жаворонки». К такому выводу, пишет LiveScience, пришли израильские исследователи, чья статья будет опубликована в октябрьском выпуске журнала Personality and Individual Differences.
В исследовании принимали участие 598 человек, которые отвечали на вопросы об их эмоциональных состояниях, склонности к прокрастинации, а также проблемах со сном. Ответы на вопросы также позволяли оценить, к какому хронотипу относятся участники — к рано отправляющимся в постель «жаворонкам» (утреннему типу), или же поздно ложащимся спать «совам» (вечернему типу).
Оказалось, что «жаворонки» реже страдают от прокрастинации, и в целом спят лучше, чем «совы». При этом чем больше люди «вечернего типа» склонны к откладыванию дел на потом, тем хуже они спят.
Исследование также позволило проследить взаимосвязь между типичным характером суточной активности человека и его личностными характеристиками. Так, «жаворонки» оказались более ответственными, эмоционально стабильными и социально адаптированными, чем «совы». Последние более невротичны, но в то же время они в большей степени открыты новому опыту.
Кроме того, «совы» хуже «жаворонков» контролируют свое поведение. А это, предположили исследователи, может быть источником трудностей с планированием дел. Более того, ситуацию может усугублять то обстоятельство, что «совы» начинают заниматься делами ближе к середине дня.
Подспудное беспокойство из-за этой задержки заставляет «сов» еще больше откладывать выполнение своих дел. Как пояснила один из авторов исследования, специалист по сну Илана Хэйрстон (Ilana S. Hairston) из Тель-Авивского Академического колледжа, ко времени отхода ко сну тревожность, связанная с несделанными делами, нарастает и приводит к бессоннице.
Ранее ученые из университета Лестера нашли генетические различия между «совами» и «жаворонками».