Общество и государство,

Российских анестезиологов оставили без важного препарата

Украинский завод прекратил поставки в Россию Мезатона — медикамента, который используется во время операций.
Mike LaCon/Flickr.com/CC BY-SA 2.0

Врачи нескольких регионов сообщают об отсутствии препарата Мезатон — сосудосуживающего препарата, который используется при проведении местной и общей анестезии, особенно часто применяется реаниматологами, анестезиологами и акушерами. Многие из них подтвердили «Коммерсанту», что Мезатон либо закончился, либо на исходе, «остатки прошлогодних запасов еще есть, но предупредили, что новых уже не будет».

Министерство здравоохранения Ростовской области уже обратилось за разъяснением в федеральный Минздрав с просьбой либо поставить препарат, либо исключить его из списка жизненно важных (ЖНВЛП).

«Согласно базам данных, последний раз Мезатон ввозился на территорию России еще в августе 2015 года. Всего за прошлый год Россия получила 201 тыс. упаковок общей стоимостью 4,8 млн руб. Однако в 2014 году объем поставок был гораздо больше — тогда в страну ввезли 670 тыс. упаковок на 15,8 млн рублей. Прямых аналогов Мезатона в России не производится», — рассказал директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов.

Беспалов подтвердил, что в 2016 году существенно увеличился объем поставок французского препарата норадреналин агетан, стоимость которого значительно снизилась за последнее время. В 2015 году в Россию ввезли 42,2 тысяч упаковок норадреналина стоимостью 56,4 млн рублей, а за первые четыре месяца 2016 года — уже 73,9 тысяч упаковок за 19,3 млн рублей.

Росздравнадзор подтвердил, что «в настоящее время на российском рынке наблюдаются перебои с поставками препарата Мезатон, который включен в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств». По данным Росздравнадзора, данное лекарственное средство не поступало в обращение в 2016 году.

В администрации Опытного завода при Харьковском государственном научном центре лекарственных средств сказали, что в течение последних 5 лет закупочная цена Мезатона не менялась и о том, что они больше не могут поставлять препарат по прежней цене.

Наш отказ от поставок Мезатона в Россию — это не какая-то политическая позиция. Мы хотим работать с Россией, но, как и любое коммерческое предприятие, хотим получить прибыль. А при старых условиях это уже невозможно.
Представитель официального дистрибьютора продукции харьковского завода на территории России, торговый дом «Алвис»

Российский кабинет министров предложил Государственной думе принять законопроект, увеличивающий штрафы за нарушение правил торговли лекарствами, а также вводящий отдельную статью в Административный кодекс, касающуюся завышения оптовых и розничных надбавок на жизненно важные лекарства.  

Ирина Мукуца, врач анестезиолог-реаниматолог, заведующая операционным блоком Международного медицинского центра «Петровские ворота» объяснила, почему  отсутствие Мезатона критично.

Сам по себе Мезатон не является компонентом анестезии. Это препарат для купирования низкого давления в случае его возникновения, то есть он необходим для лечения критических состояний. Аналог есть, да, но его доступность — под большим вопросом.
Ирина Мукуца
Врач анестезиолог-реаниматолог, заведующая операционным блоком Международного медицинского центра «Петровские ворота»

«Мы бы предпочли норадреналин мезатону если бы он был на таком же уровне по себестоимости. Ведь норадреналин, по сути, даже эффективнее и имеет меньше побочных эффектов. На российском рынке норадреналин дорог, а мезатон был гораздо доступнее. Что нас ждет? Сейчас все будут использовать запасы мезатона, которые еще остались. Но когда он закончится, думаю, придется заводить запасы уже норадреналина, что сделать сложнее хотя бы в силу его доступности. Но чем спасти человека мы в любом случае найдем», — сказала врач «Здоровью Mail.Ru».

В Министерстве здравоохранения заявили, что ситуация не критчная. Как сообщил ТАСС прес-секретарь ведомства Олег Салагай, на российском рынке существует около 50 аналогов препарата, а поставки возобновятся в течение недели.

В Росздравнадзоре (на данные которого в том числе ссылаются в материале «Коммерсанта») также заявили о существовании большого количества аналогичных препаратов и об ограниченности случаев, когда его применение необходимо.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.