19 февраля 2016 года в Госдуму был внесен законопроект, уточняющий понятие «политическая деятельность» в законе «Об иностранных агентах». После уточнения статус «иностранных агентов» грозит, в том числе, благотворительным фондам, которые помогают онкологическим больным — детям, паллиативным пациентам, сиротам. В понятие «политической деятельности» предлагают включить обсуждение законопроектов, коллективные письма чиновникам, организацию мероприятий, где гражданам разъясняют их права, опросы, публикации в соцсетях и так далее.
Как пишет «Медуза», руководители фондов опасаются, что организации окажутся под угрозой закрытия. Угрозы две. Во-первых, из-за широкой трактовки понятия «иностранное финансирование» фонд могу причислить к «иностранным агентам» только из-за того, что пожертвование сделает человек без российского гражданства.
Сам механизм сбора пожертвований таков, что мы призываем людей помочь больному раком ребенку через телеэкраны, через газеты, через интернет. И мы не знаем, от кого придут деньги: от человека с российским гражданством, или от иностранца.
Во-вторых, под определение политической деятельности, согласно поправкам, может попасть любое НКО. По словам координатора программ благотворительного фонда AdVita Елены Грачевой, политической деятельностью теперь будет считаться любая публичная попытка взаимодействия фонда с государством — публичные мероприятия, обращения к органам власти, проведение опросов.
Законопроект, который был внесен в Думу 19 февраля, трактует как политическую любую публичную деятельностью НКО: с выходом в СМИ, с публикацией мнения в соцсетях, с обращениями в госорганы, с участием в общественных советах, слушаниях и встречах. И, что поразительно, с обращением в любого рода государственные органы! Может ли НКО, помогающая, например, инвалидам, ни разу не написать обращение в госорганы в интересах тех, кому она помогает? Может ли НКО, помогающая бездомным не взаимодействовать с государством?
По словам Чистяковой, благотворителям предлагают принять статус «иностранного агента». В этом случае возрастет административная нагрузка — увеличится количество отчетности и ресурсы на ее подготовку. Кроме того, этот статус может негативно сказаться доверии у фонду. «Доверие граждан, заработанное годами — вещь хрупкая:"Ваш фонд стал иностранным агентом? Дыма без огня не бывает"», — отметила она.
Федеральный закон «Об иностранных агентах» был принят летом 2012 года. Документ направлен на урегулирование деятельности некоммерческих организаций (НКО), которые получают деньги и другое имущество от иностранных источников и участвуют в политической деятельности. К политической не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, деятельность в сфере содействия благотворительности и добровольчества и другие виды деятельности.