Документ опубликован на портале раскрытия официальной информации. Если законопроект будет принят, то ввезти в Россию лекарственные препараты, содержащие сильнодействующие вещества, для личного использования можно будет только при наличии медицинских рецептов или их заверенных копий «с указанием наименования и количества назначенного лекарственного препарата». Речь идет о сильнодействующих веществах, не являющихся наркотическими средствами, психотропными веществами, их прекурсорами и аналогами. Список сильнодействующих веществ утвержден правительством РФ в 2007 году, с тех пор в него было внесено несколько изменений, последнее — в ноябре 2013 года. Разработчики законопроекта подчеркивают, что сильнодействующими веществами являются «все лекарственные формы, какими бы фирменными (торговыми) названиями они ни обозначались, в состав которых входят перечисленные в настоящем списке вещества в сочетании с фармакологически неактивными компонентами».
Авторы законопроекта напоминают, что действующее правовое регулирование перемещения товаров в рамках Таможенного союза (ТС) не распространяется на оборот сильнодействующих веществ. Уточнить правила ввоза на территорию России сильнодействующих лекарств из стран ТС потребовал Конституционный суд в июле 2015 года.
Председатель Общественного совета «Общества защиты пациентов» напомнил, что любой запрет стимулирует нелегальный оборот: «Во-первых, все, что запрещается, всегда находит обходные пути — скажем так, из легальной стороны переходит в нелегальную. То есть мы таким образом провоцируем возникновение некой криминальной ситуации, когда пациенты будут просить кого-то через знакомых привезти лекарства, — сказал он «Здоровью Mail.Ru». — Во-вторых, сегодня — это уже известно везде — просто кончились дешевые отечественные препараты, в том числе антибиотики и некоторые другие. Их физически нет, то есть врачам нечем лечить. Запрещать — это, наверное, не метод, если мы заботимся о здоровье пациентов — у них должна быть возможность приобретать это лекарство. И одними запретительными мерами, не предлагая никакой альтернативы, решить проблему нельзя».