Медицинские сведения о скончавшихся людях в настоящее время предоставляются по специальному запросу правоохранительных органов, родственникам эти данные доступны в случае, если пациент при жизни подписал соответствующее соглашение.
На деле, отмечают авторы законопроекта, суды отказывают родственникам и гражданам с доверенностью в подобной услуге. Корме того, Конституционный суд летом 2015 года определил, что в случае, если родственники считают — пациент погиб от некачественного или несвоевременно оказанного лечения, они вправе обратиться в правоохранительные органы и в суд, для чего также требуются медицинские данные пациента.
Как объяснил газете «Ведомости» Рафаэль Марданшин, если пациента предварительно не заполнил особую форму, то после смерти сведения о его здоровье и медицинских манипуляциях становятся недоступными, а доверенность действует только при жизни. Эта коллизия приводит к сложностям в случаях, если идет речь о выявлении врачебной ошибки либо невозможности человека узнать о своих генетических заболеваниях.
Согласно проекту закона, родственники и наследники будут вправе получать медицинские данные покойного, однако в случае, если пациент против подобной процедуры, он должен при жизни подписать соответствующие документы.
Мы знаем, что существует врачебная тайна, ее никто не отменял. Я не могу сказать, что на сегодня тема, поднятая в законопроекте, стоит остро, но раз проблемы в принципе возникают, их надо решать, — сказал «Здоровью Mail.Ru» председатель Комитета ГД по охране здоровья граждан Сергей Фургал. — Следует учесть два важных пункта. Во-первых, четко обозначить круг лиц, которым может предоставляться эта информация. Во-вторых, эти данные не должны быть раскрыты публично. Все-таки случаи бывают разные. К примеру, умер знаменитый человек, у него остается куча родственников. И вот какой-то дальний дядюшка узнает всю информацию о болезни знаменитости и продает ее желтой прессе. Кому это понравится? Говорить о том, какие перспективы у законопроекта, рано. Его нужно изучить, посмотреть, что именно там указано. Скажем, если подчеркивается, что узнать информацию об умершем могут только родственники первого поколения, это будет правильно».
По мнению депутатов, доступ к подробностям лечения поможет выявить врачебные ошибки и позволит получать сведения о генетических нарушениях или хронических заболеваниях, которые могут быть жизненно необходимы для диагностики и лечения других поколений.