Врачам следует шире пользоваться «эффектом плацебо», когда состояние пациентов улучшается от «лекарств», не содержащих активных ингредиентов, считают ученые из Школы медицины Гарвардского университета (США). Статья, в которой авторы доказывают, что метод лечения с помощью плацебо недооценен медицинским сообществом, опубликована в журнале The New England Journal of Medicine (NEJM).
«Плацебо не обязательно лечит, но, как правило, дает облегчение симптомов, — пояснил один из авторов статьи профессор Тед Капчук (Ted Kaptchuk). — При отсутствии эффективных лекарств плацебо помогает пациентам почувствовать себя лучше, а когда такие препараты существуют, плацебо усиливает их действие».
Последние научные исследования показали, что у «эффекта плацебо» существуют нейробиологические корни. Были выявлены определенные генетические маркеры, нейромедиаторы (вещества, с помощью которых осуществляется связь между нейронами) и сигнальные цепи, возникающие в головном мозге в ответ на применение плацебо. Причем, как оказалось, аналогичные сигнальные пути возникают в мозге в ответ на применение лекарственных препаратов, что усилило доверие специалистов к «эффекту плацебо».
В качестве примера авторы приводят недавние клинические испытания препарата от мигрени ризатриптана. Когда пациентам давали плацебо, говоря, что это ризатриптан, оно обезболивало нисколько не хуже, чем настоящий ризатриптан, который назвали плацебо. Правда, когда ризатриптан называли его настоящим именем, обезболивающий эффект усиливался на 50%. Помимо облечения состояния при мигрени, плацебо отлично «работает» при астме, хронической боли, синдроме разраженного кишечника, что было доказано в ходе клинических исследований, добавил в этой связи Капчук.
Эффект плацебо начинает действовать при столкновении пациента с любыми медицинскими символами, будь то дипломы на стене врачебного кабинета, белый халат или текст инструкции к препарату, обещающий быстрое излечение, отмечают авторы статьи. Кроме того, огромное значение имеет то, как именно общается с пациентом врач. Исходящая от него эмпатия и поддержка помогает включить как сознательные, так и бессознательные механизмы, которые меняют отношение пациента к своей болезни и симптомам, приводя в итоге к улучшению самочувствия.