Лучшим аппаратом в радиохирургии называют гамма-нож – устройство, которое действует фотонами или гамма-излучением и считается лучшим в лечении заболеваний головы и шеи.
Подробно о том, как это работает и чем отличается от других радиоустановок, «Здоровью Mail Ru» рассказывает профессор Бодо Липпитц из гамбургской клиники Gama Life.
Что это такое?
Гамма-нож разработал в конце 1960-х Ларс Лекселл в Каролинском Институте Швеции. Идея заключалась в том, чтобы сфокусировать лучи от нескольких источников излучения в одной точке и таким образом достичь эффекта – удалить опухоль полностью. Гамма-нож работает так, что в одной точке сходятся лучи со 192 углов — облучению подвергается только опухоль, а окружающие ткани не затрагиваются.
Позже американский хирург Джон Адлер посетил институт, изучил эту разработку и изобрел кибер-нож. Механизм его работы похож на механизм работы гамма-ножа, но он менее точен — излучение может достичь соседних здоровых тканей. При этом кибер-нож универсален: кроме мозга, им можно лечить рак легких или печени, и в этом его преимущество. Гамма-ножом лечат злокачественные и доброкачественные опухоли головы и шеи, внутренние гематомы.
Есть еще линейный ускоритель, он создает образ, повторяющий форму опухоли, и проецирует его на новообразование. Он также менее точен, чем гамма-нож, но и более универсален: им лечат рак легких, кишечника, простаты и другие виды рака.
Несмотря на то что гамма-нож и кибер-нож – ближайшие конкуренты, до сих пор не проводилось никаких сравнительных исследований.
Гамма-нож не конкурирует с открытой нейрохирургией, эти два вида вмешательств дополняют друг друга. Им лечат малые образования, а «настоящие» хирургические операции лучше подходят для лечения больших опухолей.
Установку применяют на опухолях размером 15–18 миллиметров, реже – 20–25 миллиметров, если опухоль первичная — до 3 сантиметров.
До такого размера первичный рак будет расти долгие годы, и мозг даже сможет адаптироваться к наличию новообразования. Впрочем, как ни печально, после 3 см последствия могут наступить очень быстро.
Когда уходит рак?
Понятие «излечить» — очень сложное, подчеркивает профессор. При лечении метастазов в мозге надо помнить о первичном раке, который может находиться в других органах тела (например, в легких или груди).
При лечении первичного рака врачи добиваются того, что опухоль больше не растет. Это значит, что она не причиняет человеку вреда, и он может продолжить жить с ней.
В случае с метастазами на полное излечение, которое наступает в 90% случаев, уходит 6 месяцев; размер определенного вида опухолей может вовсе не уменьшаться, но при этом находиться под контролем. В иных случаях на уменьшение опухоли отводят 5-6 лет.
Никто никогда не даст стопроцентной гарантии излечения — это касается не только рака, но и любой другой болезни.
Добиться контроля над опухолью удается в 85–90% случаев.
После операции пациенты с метастазами проходят обследование каждые три месяца на протяжении первых двух лет. Пациенты с первичными опухолями обследуются раз в год на протяжении 10 лет.
Излучение и безопасность
Вопрос безопасности касается в первую очередь облучения соседних с опухолью здоровых тканей.
Линейные ускорители и кибер-нож проигрывают гамма-ножу: нежелательное излучение от кибер-ножа в 100 раз больше, чем от гамма-ножа. При этом дозы излучения в обоих аппаратах очень малы.
Это как сравнивать два автомобиля с разным количеством подушек безопасности. Оба отлично справляются с защитой водителя и пассажиров, но по факту безопаснее тот, у которого подушек больше.
Химиотерапия никак не влияет на лечение гамма-ножом, пациенту не придется прерывать прием лекарств.
При этом, например, при лечении линейным ускорителем химиотерапию прерывают на весь срок радиохирургического лечения.
Как гамма-нож повлиял на работу нейрохирурга?
Липпитц рассказывает, что на путь минимизации хирургического вмешательства врачи встали в 1980-х годах. В 1990-х начала развиваться система нейронавигации. В 1980-х и в 1990-х любую опухоль можно было удалить хирургическим путем – это было вопросом сноровки. Но даже виртуозное мастерство хирурга не избавляло пациента от побочных эффектов. Популярность гамма-ножа началась в 2000-х, когда основным трендом стала неинвазивная радиохирургия. Она позволяла сократить количество побочных эффектов и избавиться от долгой реабилитации.
Сейчас нейрохирурги думают больше о том, как провести операцию, чтобы она не повлияла на образ жизни и привычки.
Во многих случаях радиохирургии более чем достаточно для решения многих проблем, вызванных опухолями мозга, глаз, головы и шеи.
Побочные эффекты
По сравнению с открытой нейрохирургией у гамма-ножа побочных эффектов гораздо меньше.
Мы можем говорить о локальных отеках тех областей, что соседствуют с опухолью. И разумеется, чем больше опухоль, тем сильнее может быть отек. Именно поэтому мы не рекомендуем лечить большие образования гамма-ножом, оставляя их нейрохирургам.
Отеки влияют на побочные эффекты в зависимости от области мозга. Например, может быть временное ухудшение слуха, однако его может и не быть, если воздействовали на другие зоны мозга.
Можно ли лечить детей?
По словам Липпитца, гамма-ножом можно лечить и маленьких, и очень маленьких детей. Чаще всего им требуется операция после хирургической, когда есть остаточные образования малых размеров.
Он признает, что работать с детьми сложнее из-за их подвижности. Однако в таких случаях используют общую анестезию.
В среднем европейские центры, в которых есть гамма-нож, принимают до 1000 пациентов в год.
По разным данным, в российской клинике радиохирургии при НИИ нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко оперируют до 15 тысяч пациентов.