Наука и практика,

Трансплантация головы: прорыв или утопия?

В феврале 2015 года итальянский хирург Серджио Канаверо заявил, что сможет выполнить первую операцию по пересадке головы человека в ближайшие два года.

Вскоре нашелся и первый доброволец, решивший обзавестись новым телом — программист Валерий Спиридонов из Владимира, страдающий болезнью Верднига-Гоффмана. Реакция на проект под названием «Небесные близнецы» (Heaven Gemini) в научном сообществе неоднозначная: многие считают трансплантацию человеческой головы невозможной. Если операция пройдет успешно, это станет одним из самых грандиозных прорывов в медицине. Врачи смогут спасать людей с тяжелейшими заболеваниями. Но насколько высоки шансы на успех?

Не новая идея

Впервые врачи заинтересовались возможностью пересадки головы почти 50 лет назад. В 1970 году нейрохирург Роберт Уайт из США попытался пересадить голову от одной обезьяны к другой. После операции животное, получившее новое тело, могло видеть, слышать, чувствовать вкусы и запахи. Но оно так и осталось парализованным. В то время у хирургов не было технологий, при помощи которых они могли бы соединить нервные волокна спинного мозга донора с головным мозгом реципиента. Через 9 дней после операции обезьяна погибла: иммунная система донора начала отторгать голову. Спустя четыре с лишним десятилетия, в 2014 году, немецкие ученые попытались соединить пересеченный спинной мозг у лабораторных крыс. На этот раз эксперимент закончился успешно. Доктор Канаверо ссылается на него и говорит, что этот результат можно повторить и на человеке.

Кадр из фильма «Завещание профессора Доуэля»

Проект «Небесные близнецы»

Серджио Канаверо впервые заговорил о возможности пересадки головы человека в июле 2013 года — в это время был запущен проект «Небесные близнецы». Несмотря на скепсис, идея первой трансплантации человеческой головы становится все ближе к воплощению. В июне 2015 года итальянский хирург представит обновленные планы проекта и предложит решения возможных проблем, связанных с процедурой, на 39-й ежегодной конференции Американской академии неврологических и ортопедических хирургов.

Болезнь Верднига-Гоффмана, которой страдает Валерий Спиридонов, — редкое наследственное заболевание, при котором происходит утрата нейронов спинного мозга и ствола головного мозга. Люди, страдающие ей, не в состоянии самостоятельно ходить и нуждаются в постоянном уходе.

Валерию диагноз поставили в год. Сейчас программисту 30 лет, его состояние ежегодно ухудшается, хотя обычно такие больные живут от нескольких месяцев до нескольких лет. Доктор Канаверо получил много писем от добровольцев, которые просили рассмотреть их кандидатуру. Среди них много трансгендерных людей, пожелавших иметь новое тело противоположного пола. Однако проект «Небесные близнецы» в первую очередь призван помочь больным с тяжелыми неврологическими и онкологическими заболеваниями.

 

Во время операции хирург планирует удалить голову донора, используя «ультраострое лезвие» — это предотвратит повреждение спинного мозга. Необходимо постараться нанести как можно меньшую травму отросткам нейронов в белом веществе и самим нервным клеткам — в сером веществе спинного мозга. Затем голову реципиента присоединят к телу донора — это самый сложный этап операции. Хирурги соединят концы спинного мозга, после чего сошьют мышцы и кровеносные сосуды. Во время операции голова и тело будут находиться в охлажденном состоянии в течение 45 минут — это предотвратит повреждение нервной ткани из-за недостатка кислорода. Доктор Канаверо предполагает, что хирургическое вмешательство займет 36 часов, во время операции придется задействовать 100 хирургов. После операции реципиент будет находиться 3-4 недели в коме — это нужно, чтобы предотвратить движения в шее и дать спинному мозгу срастись. В течение этого времени спинной мозг будут стимулировать электрическим током через специальные электроды. Если все пройдет успешно, то после выхода из комы пациент сможет двигать всеми частями тела и начнет ходить в течение года.

Кадр из фильма «Завещание профессора Доуэля»

Главные трудности

Одна из самых больших проблем трансплантологии — отторжение донорского органа: иммунная система ревностно защищает организм от любых чужеродных агентов. Иногда пересаженный орган приходится удалять из-за слишком сильной реакции. Для подавления иммунного ответа используют иммунодепрессанты, но их применение связано с рядом проблем. Например, из-за ослабления иммунной системы организм становится беззащитным перед инфекциями.

Доктор Канаверо считает, что с этой проблемой можно справиться. Уильям Мэтьюз, председатель Американской академии неврологических и ортопедических хирургов, утверждает, что иммунной реакцией в ответ на пересаженные ткани головы можно управлять. По его словам, принципы, лежащие в основе подавления активности иммунной системы, хорошо известны.

Другая проблема, которую предстоит решить хирургам, — сделать так, чтобы концы спинного мозга донора и реципиента срослись, и произошло восстановление всех функций. Для этого будут использовать специальные хирургические техники («ультраострое лезвие»), химические вещества (хитозан, полиэтиленгликоль), стимуляция электрическими импульсами.

Гарри Голдсмит, профессор клинической нейрохирургии, находит еще один повод усомниться в успешности операции. Он утверждает, что невозможно держать человека в коме в течение 4 недель и при этом сохранить его здоровье.

Этический вопрос

Еще в 2013 году доктор Канаверо говорил о том, что успешная трансплантация человеческой головы может привести к определенным этическим проблемам. Появятся богатые стареющие люди, которые захотят получить для себя новые молодые тела. В итоге на черном рынке могут начать торговать телами так же, как сейчас торгуют органами.

Страна, в которой будет проведена операция, пока не выбрана, и это вряд ли будет Россия. Канаверо надеется, что сможет найти поддержку во время своего июньского выступления. В этом случае операция может быть проведена уже в 2016 году.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.