Препараты для лечения дисбактериоза уже давно занимают высокие места в рейтингах аптечных продаж. Например, активно рекламируемый «Линекс» в конце 2013 года оказался на шестом месте в Топ-20 лекарственных брендов по объему продаж (по данным DSM group).
Врачи общей практики, а порой и гастроэнтерологи назначают препараты этой группы «для профилактики» при лечении антибиотиками, при диареях. Очень часто поликлиники не имеют возможности изучить состав микрофлоры пациента, и препараты подбираются «методом тыка». Как правило, пробиотики недешевы, и человек выкладывает значительную сумму за лекарство, не зная, подействует оно или нет. В то же время, если использовать эти препараты правильно, они могут принести немалую пользу.
Существует ли дисбактериоз?
На этот вопрос существует две полярные точки зрения: дисбактериоз имеется у каждого второго россиянина (причина – прием антибиотиков); вторая - дисбактериоза не существует в природе (по крайней мере, такого диагноза нет в международной классификации болезней десятого пересмотра). Действительно, диагноза нет, а вот такое состояние – есть; оно всегда вторично и возникает вследствие других заболеваний. Среди них – воспалительные процессы в кишечнике, изменение кислотности желудочного сока при гастродуоденитах, состава желчи и панкреатического сока при холециститах и панкреатитах. Свой вклад в появление дисбактериоза делают также стресс и сахарный диабет.
Специалисты не устают повторять, что лечить дисбактериоз, не обращая внимания на первопричину, дело заведомо бесполезное. Грамотно проведенная терапия основного заболевания может сама собой привести к нормализации состава микрофлоры.
Условно живые
Самые распространенные из препаратов, предназначенных для устранения дисбактериоза - пробиотики, имеющие в своем составе определенное количество живых лиофилизированных (то есть высушенных в специальных условиях) лакто- и бифидобактерий. Они зарегистрированы не как лекарства, а как биологические добавки (БАДы). Их безопасность не вызывает сомнений, однако эффективность требует дополнительного изучения. Исследования показывают, что в лучшем случае пробиотики действуют только в течение их приема. Некоторые исследователи объясняют это тем, что иммунитет отвечает на содержащиеся в БАДах микроорганизмы как на обычные бактерии, попадающие в организм извне, то есть старается их уничтожить.
Микробиологи из Вятского государственного университета изучили судьбу полезных микроорганизмов, которые входят в состав известных препаратов. Результаты исследований опубликованы в сборнике «Кишечная микрофлора». Исследования проводились in vitro с использованием модельных сред, одна из которых аналогична желудочному соку человека (ацидин-пепсин), вторая содержит ферменты поджелудочной железы (панзинорм-форте). Некоторые исследования проводились с использованием желудочного сока и других пищеварительных секретов, полученных от добровольцев.
Оказалось, что лишь небольшое количество полезных бактерий, особенно бифидобактерий, «дошли» до толстого кишечника живыми.
Живущие без кислорода У взрослого человека в желудочно-кишечном тракте проживают более 400 видов бактерий, причем большинство из них – анаэробы (то есть существуют без кислорода). А в целом в симбиозе с организмом человека существует 10 в 14 степени микробных клеток, что в 100 раз больше количества собственных клеток тела. |
Одна из первых опасностей, которой подвергаются микроорганизмы после приема препарата – желудочный сок. Чтобы защитить бактерии от его пагубного действия, производители пробиотиков заключают их в защитные капсулы. По данным вятских ученых (стр.4-12 сборника), капсулы ведут себя в желудке по-разному. Эксперименты показали, что оболочки «Аципола», «Бактисубтила», «Линекса» и «Наринэ» начали разрушаться в кислой среде на 15-17 минуте, и полностью растворились к 32-34 минуте нахождения в желудке.
Затем исследователи изучили выживаемость заключенных в капсулы микроорганизмов в желудке. Количество жизнеспособных бактерий из «Аципола», «Линекса» и «Наринэ» в этих условиях снизилось на 4 порядка.
Микроорганизмы из «Бифиформа», «Бифолака» и «Примадофилус Бифидус» гибли в щелочной среде кишечного тракта: при попадании в тонкий кишечник их количество снизилось примерно в 10 раз.
Однако полезные бактерии могут пострадать не только от агрессивных сред желудочно-кишечного тракта, но и от приема антибиотиков. Лишь некоторые штаммы пробиотических микроорганизмов устойчивы к действию этих лекарств. На бактерии, входящие в состав «Бификола», не действует рифампицин, «Линекса» – ампициллин, «Бактисубтила» – хлорамфеникол и бисептол, «Колибактерина» - рифампицин и бисептол, «Лактобактерина» – к доксициклину и налидиксовой кислоте. «Примадофилус Бифидус» устойчив к трем антибиотикам: ампициллину, доксициклину и налидиксовой кислоте, а «Бифиформ» – к четырем препаратам (гентамицину, рифампицину, бисептолу и налидиксовой кислоте) (стр.17). Следовательно, назначая пробиотики вместе с антибактериальной терапией, нужно как минимум учитывать их взаимодействие. Попытки «взять количеством», то есть многократное превышение рекомендованной суточной дозы пробиотика с целью заполучить побольше живых микроорганизмов, не только не принесет пользы, но будет опасным. Как выяснили исследователи, принятые в большом количестве пробиотические препараты становятся токсичными для лимфоцитов (они разрушают клетки иммунной системы)1.
Про- или пре-?
К счастью, лечебным эффектом обладают не сами живые микроорганизмы, а продукты их жизнедеятельности (экзометаболиты), поэтому в ближайшее время стоит ожидать появления препаратов, содержащих эти вещества.
Другой путь – использование уже существующих пребиотиков. К ним относятся пищевые волокна, которые не перевариваются пищеварительными ферментами человека, но перерабатываются микрофлорой кишечника, например, целлюлоза, гемицеллюлоза, пектины. Из них особенно популярен инулин, который присутствует в клубнях и корнях топинамбура и цикория. Пребиотики стимулируют рост нормальной микрофлоры кишечника.
В последнее время на рынке появилось немало препаратов-пребиотиков, и, конечно же, производители уверяют, что именно эта продукция «решит все проблемы с кишечником». Сравнительные исследования эффективности некоторых про- и пребиотических препаратов («Линекса», «Лактусана» и
«Стимбифида») были проведены в МНИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского под руководством доктора медицинских наук, профессора, руководителя клинического отдела Нины Грачевой. В ходе работы выяснилось, что по количеству выделяемых с фекалиями молочнокислых бактерий «Линекс» и «Стимбифид» оказались на равных позициях.
Тем не менее, при использовании последнего повышается активность собственной микрофлоры. Оказалось, что «Стимбифид» одинаково эффективно исправляет различные типы нарушений состава микроорганизмов (гибель анаэробных и аэробных бактерий), в то время как «Линекс» максимально эффективен при первом типе, а «Лактусан» – при втором. Таким образом, и «Стимбифид», и «Линекс» и «Лактусан» применять можно. Их эффект наблюдается к седьмому дню использования (чтобы высушенные бактерии «ожили» и начали размножаться, нужно время). Однако на фоне лечения «Стимбифидом» «полезная» микрофлора взяла верх, а при использовании пребиотиков «Линекса» и «Лактусана» этого не произошло. В целом двухнедельный курс пребиотика, согласно результатам исследования, приводит к длительному (до 2 месяцев) положительному эффекту, тогда как действие пробиотических препаратов заканчивается сразу после прекращения их приема2.
Лечение нарушений микробного равновесия в кишечнике – дело непростое. Оно требует высокой квалификации врача, понимания, как действует тот или иной препарат, и информации о состоянии собственной микрофлоры человека.
1. По данным проф. кафедры микробиологии Вятского государственного университета Ивана Погорельского, стр.22-25.
2. Коррекция и профилактика дисбактериоза. Новые подходы к терапии заболеваний желудочно-кишечной системы. Под ред. Н.А.Токаревой. Эффект. фармакотерапия. Гастроэнтерология.- 2011.- №3.-С. 77-84