Как выяснилось в результате проверки, документ противоречит как федеральным, так и московским законодательным актам.
«Кроме того, главный врач не наделен полномочиями по изданию приказов, определяющих маршрутизацию пациентов в системе здравоохранения субъектов РФ», — говорится в сообщении.
В ходе проверки станции скорой помощи имени Пучкова комиссия Росздравнадзора выяснила, что приказ достиг своей цели – в августе 2013 года «скорая» отправила в больницы меньше пациентов, страдающих перечисленными в документе болезнями, чем в августе 2012 года.
О приказе, регламентирующем новый порядок госпитализации, жители столицы узнали из истории, опубликованной блогером под ником tavologa. В своем посте женщина очень эмоционально описывала, как из-за нового приказа «скорая» неоднократно отказывалась отвезти в больницу ее мужа. Время было потеряно, болезнь развивалась, и в результате мужчине ампутировали палец ноги.
Tavologa выложила в сеть и скан злополучного приказа. Оказалось, что документ, подписанный главврачом столичной станции скорой помощи имени Пучкова Валерием Фетисовым, запрещает врачам столичной скорой помощи госпитализировать тех пациентов, которых раньше в срочном порядке везли в больницу: страдающих гипертоническим кризом, хронической сердечной недостаточностью, астмой, рожей, ангиной (даже при температуре выше 39 градусов).
Известие о новом порядке госпитализации быстро распространилось по столице и вылилось в митинг у здания Минздрава. Протестовать против приказа вышли активисты независимого профсоюза медработников «Действие» во главе с активисткой Аллой Фроловой.
«Я считаю, что этот приказ губителен как для пациентов, так и для врачей. Получается, что врачей просто превратили в рабов – госпитализировал пациента – виноват, нарушил приказ, не госпитализировал, а пациент умер – тоже виноват. Да и мне, как пациенту, становится страшно – что будет, если меня вовремя не отвезут в больницу?», — рассказала Алла Фролова.
Такое же мнение высказали и медики, пришедшие на митинг. «Если вчера с этими заболеваниями мы госпитализировали, то сегодня за это мы будем получать разные дисциплинарные взыскания – штрафы, выговоры… Вплоть до 100% лишения стимулирующих выплат, а они составляют очень весомую часть заработной платы. При этом если пациента не госпитализировали, а ему потом стало плохо или он скончался, конечно, виноват будет медицинский работник», — пояснил фельдшер столичной «скорой» Эдуард Каляманов.
Минздрав же, несмотря на широкий общественный резонанс, отменять приказ не спешил. На протестующих мимо проходящие сотрудники министерства смотрели с откровенным презрением. Как сообщали РИА Новости, ведомство обещало лишь проверить этот документ.
Что же делать пациенту, если «скорая» отказывается везти в больницу? Идти туда самому – так называемым «самотеком». Если состояние больного действительно серьезное и ему показана госпитализация, врачи не откажут и немедленно положат в больницу.
«Главный врач нашей больницы негласно запрещал госпитализировать самотеки, но вовсе не из-за мифического приказа Минздрава, а сугубо по практическим соображениям: зачастую самотек – это человек, которого положили “по блату” (подсудимый, призывник и т.д.). Поэтому если приходил больной и говорил – “я упал, у меня синяк”, его обычно отправляли в поликлинику. Если же самотек приходил с реальной травмой, то его в 99% случаев госпитализировали без проблем. В этом случае утром приходилось объяснять главному врачу, что отправлять домой человека со сломанным бедром не очень гуманно», — так прокомментировал ситуацию врач, ранее работавший в приемном отделении травматологии одной из крупных столичных больниц.
Наталья Журавлёва