В пандемию Covid-19 россияне стали чаще принимать антибиотики, в том числе бесконтрольно. По данным экспертов, за последние два года применение антибиотиков возросло почти на треть — на 28,4%. И это, утверждают врачи, может привести к серьезным последствиям для здоровья. В том, какую опасность для россиян несет в себе самолечение антибиотиками, разбирались «Известия».
Пандемия и антибиотики
В пандемию россияне стали чаще принимать антибиотики, в том числе бесконтрольно. Это может привести к серьезным последствиям для здоровья, рассказал «Известиям» главный внештатный специалист Минздрава по клинической микробиологии и антимикробной резистентности, член-корреспондент РАН, ректор Смоленского государственного медицинского университета (СМГУ) Роман Козлов.
По данным СГМУ Минздрава России, за последние два года потребление антибиотиков в стране возросло почти на треть — на 28,4%. Специалисты связывают это с неосведомленностью пациентов: многие считают препараты «панацеей», не понимая, как они работают и какие у них побочные действия.
— Некоторые люди все еще не знают, что антибиотики действуют только на бактерии, потому при коронавирусе их принимать бесполезно. Кроме того что препараты не действуют на любые вирусы, они еще и убивают «полезные» бактерии организма. Это может стать причиной дисбактериоза кишечника, — рассказывает собеседник «Известий».
Также, добавляет терапевт и диетолог Клиники инновационных технологий в Куркино, член Российского общества терапевтов Анастасия Светикова, нерациональное использование антибиотиков может спровоцировать аллергические реакции, вплоть до анафилактического шока, и токсическое воздействие на ряд органов (почки, печень, сердце).
По ее словам, антибактериальные препараты с осторожностью назначают беременным и кормящим женщинам (а некоторые группы препаратов в этот период вообще противопоказаны), людям с хроническими заболеваниями почек и печени. Поэтому принимать антибиотики стоит только по рекомендации врача.
Что такое антибиотики
Как объясняет Анастасия Светикова, антибиотики — это лекарства природного или синтетического происхождения, вызывающие гибель бактерий или подавляющие их рост и размножение.
Они действуют избирательно и применяются только при заболеваниях, вызванных бактериями. С помощью антибиотиков не лечатся вирусы и грибковые поражения. При ОРВИ и Covid-19 они назначаются только в том случае, если к вирусу присоединяется вторичная бактериальная инфекция или развивается сепсис.
Пневмония, вызванная коронавирусной инфекцией, также ими не лечится, добавляет руководитель отдела обучения врачей телемедицины медицинского онлайн-сервиса «СберЗдоровье» Дмитрий Василенко. Более того, профилактический прием антибиотика при коронавирусе не уменьшает, а повышает риск присоединения бактериальной инфекции:
Это связано с тем, что приемом антибиотика без реальной необходимости мы «убиваем» безопасные микроорганизмы, что создает благоприятные условия для размножения агрессивных бактерий, таких как синегнойная палочка или золотистый стафилококк, то есть тем самым мы как бы освобождаем место для более агрессивной флоры
Как отмечает Светикова, многие люди по незнанию начинают принимать антибиотики при первых симптомах ОРВИ, высокой температуре или «для профилактики». Однако следует помнить, что такие лекарства оказывают сильное влияние на организм.
При бесконтрольном применении возникает резистентность, то есть устойчивость бактерий к их действию, а это может привести к большему распространению инфекции или переходу болезни в хроническую форму, предупреждают врачи.
Как возникает резистентность
Как объясняет Роман Козлов, резистентность к антимикробным препаратам обычно возникает в случаях, когда человек принимает его неоправданно («назначает» сам себе), нарушает длительность курса или дозировку.
— Один из основных механизмов, с помощью которого бактерия вырабатывает устойчивость, заключается в том, что она может изменять структуру своей клеточной стенки, вырабатывать ферменты, нарушающие структуру антибиотика, — рассказывает собеседник «Известий». — Как следствие, бактерии, которые вызывают ту или иную инфекцию, способны противостоять антибиотикам и в итоге могут убить человека.
В случаях, когда у бактерии, вызывающей инфекцию, выявляется резистентность, врачи могут подобрать другое лекарство — но оно, скорее всего, окажется более дорогим и в некоторых случаях с большим количеством побочных эффектов, при этом будет потеряно время, критически важное для эффективного лечения. Даже если правильный антибиотик будет назначен слишком поздно, возникает риск перехода заболевания из острой формы в хроническую и даже летального исхода.
— К появлению резистентности приводит не только бесконтрольный прием препарата, но и нарушения графика приема антибиотика — например, если курс рассчитан на семь дней, а человеку становится лучше на третий, и он прекращает принимать лекарство. Задача антибиотика состоит в том, чтобы убить бактерию, которая вызывала инфекцию. И если пациент прерывает курс, то погибают не все бактерии — они продолжают размножаться в организме, потому может возникнуть рецидив заболевания либо переход в хроническую стадию, — говорит ученый.
Именно поэтому принимать антибиотики нужно только по назначению врача, который может правильно подобрать препарат и дозировку с учетом особенностей пациента.
В чем опасность резистентности
Сегодня резистентность к антимикробным препаратам (АМР) считается важной проблемой во всем мире. Инфекции, вызванные устойчивыми к антимикробным препаратам (АМП) возбудителями, создают значительную экономическую и социальную нагрузку для систем здравоохранения в разных странах.
«Устойчивые к АМП инфекции ежегодно вызывают более 700 тыс. смертей во всем мире, из них более 50 тыс. происходят на территории стран Евросоюза. Рост АМР происходит на фоне растущего потребления антимикробных препаратов. Согласно исследованиям, за последние годы прием антибиотиков увеличился на 36%, в основном в Бразилии, России, Индии, Китае и Южной Африке. Эксперты подсчитали, что бремя АМР к 2050 году приведет к потерям для мировой экономики в размере $100 трлн, а летальность от инфекций, вызванных устойчивыми к антибиотикам микроорганизмами, составит 10 млн человек. Это больше, чем сегодня умирает от рака», — рассказывает Роман Козлов «Известиям».
По словам главного внештатного специалиста Минздрава России, АМР создает угрозу жизни для пациентов после трансплантации костного мозга, печени, почки, сердца, имплантации суставов, а также после операций на сердце и сосудах. Кроме того, возрастают риски и при проведении интенсивной онкологической химиотерапии, когда невозможно обойтись без высокоэффективной антимикробной терапии.
«Кризис, связанный с пандемией, также указывает на необходимость борьбы с АМР», — отмечает Козлов. —«В 2020 году в России до 90% пациентов с коронавирусом получали антибиотики на амбулаторном этапе. Среди погибших от COVID-19 пациентов до 50% случаев выявлялась вторичная бактериальная или грибковая инфекция. При этом именно вторичные инфекции, вызванные панрезистентными (устойчивыми практически ко всем имеющимся в нашем арсенале препаратам) патогенами, вносят ключевой "вклад" в летальность».
По аналитическим исследованиям с января по август 2020 года в российских больницах и аптеках было закуплено 90 млн упаковок антибиотиков на общую сумму свыше 13 млрд рублей. Согласно экспертным оценкам, за первые три квартала 2020 года потребление антибиотиков в Российской Федерации выросло на 8% в амбулаторной практике и на 27% у госпитализированных пациентов.
Биологическая угроза
Как рассказывает Роман Козлов, в основах государственной политики РФ в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденных указом президента, а также ФЗ «О биологической безопасности» возникновение и распространение новых инфекций и преодоление АМР обозначены в качестве основных биологических угроз.
— По оценкам экспертов, в России у 2,3 млн человек возникают инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи, в большинстве случаев вызванные панрезистентными микроорганизмами. По данным систем мониторинга АМР уровень резистентности наиболее значимых патогенов у нас превышает аналогичные показатели в европейских странах. Так, средний уровень устойчивости синегнойной палочки к антибиотику «резерва» (меропенему) в России в 2019 году составлял 53% по сравнению с 16,5% в среднем по Европе, — отмечает собеседник «Известий».
Распоряжением правительства РФ от 25 сентября 2017 года были утверждены «Стратегия предупреждения распространения антимикробной резистентности на период до 2030 года», а затем план по ее реализации.
12 октября 2020 года Владимир Путин подписал указ «О создании межведомственной комиссии при Совете безопасности по вопросам создания национальной системы защиты от новых инфекций» (МВК), которую возглавил заместитель председателя Совета безопасности Дмитрий Медведев.
«С целью предупреждения распространения АМР Минздравом России создана уникальная система, включающая методический верификационный центр по вопросам антимикробной резистентности — референс-центр по клинической фармакологии (г. Смоленск) и опорные базы, организованные в 11 федеральных медицинских, научных и образовательных организациях, структурными подразделениями которых являются референс-центры по отдельным видам медицинской деятельности, а также региональные лаборатории. Основные цели создания данной системы — оптимизация применения АМП для улучшения качества оказания медицинской помощи и, как следствие, повышение эффективности системы здравоохранения в целом», — заключает эксперт.
Читайте также: Нервные расстройства выявлены у трети переболевших ковидом
Смотрите наши видео: