Сегодня речь пойдет об особом неврологическом синдроме — гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ). Сейчас все больше детей получают в свою медицинскую карту эти буквы, поэтому стоит разобраться, что же это значит.
Есть три категории детей с похожим поведением: гиперактивные дети, тревожные дети и просто активные дети.
Вторую категорию составляют малыши, которые по каким-то причинам не могут быть уверены в себе и в окружающем мире. Они очень боятся сделать ошибку и сомневаются в большинстве своих действий. Некоторые из них выглядят «тихонями», а некоторые, наоборот, непоседливыми егозами.
В третью категорию попадают дети с крепкой нервной системой, отличным настроением, жаждой деятельности и активной позицией в освоении мира. Они не могут сидеть на одном месте, им многое интересно, все хочется попробовать.
Чем гиперактивный ребенок отличается от просто активного малыша? В игровой ситуации эти два воображаемых мальчика ведут себя одинаково: хватаются за все игрушки подряд, бегают по комнате, тараторят без умолку и устраивают салют из карандашей. Однако попросите их нарисовать Бэтмена или Человека-паука: вы сразу увидите разницу. Нет, она не в изобразительных способностях ребят, а в том, КАК они будут рисовать. Обыкновенный активный малыш стремительными росчерками обозначит фигуры на листе и будет таков. Гиперактивный ребенок… не выполнит задание. Только присев, он вскочит, привлеченный шумом за окном. А вернувшись к столу, уже забудет, что нужно было что-то рисовать, и начнет делать из альбомного листа самолетик. Впрочем, и самолетик он не доделает, так как увидит муху на столе и побежит на «охоту».
Чем гиперактивный малыш отличается от тревожного ребенка? Тревожный, не уверенный в себе маленький человек тоже, скорее всего, не сможет завершить рисунок, но вовсе не потому, что отвлекся, а потому, что не верит в свои силы. Там, где «гиперактивник» уже не может сосредоточиться, тревожный ребенок боится и не хочет продолжать. Если заверить его в успехе, он все же дорисует картинку.
Итак, гиперактивный ребенок с дефицитом внимания не может делать одновременно три дела: сидеть, выполнять задание и сохранять тишину. Ему доступны только два из трех дел в один и тот же момент. Представьте, каково такому ребенку в школе: он постоянно ерзает на стуле, шуршит бумажками, роняет карандаши. И проявления этого синдрома снижаются или вовсе исчезают только в подростковом возрасте; к этому моменту на ребенка уже успеют навесить ярлык «двоечника» и «клоуна».
Некоторые «гиперактивники» вынуждены сменить по несколько школ (в том числе и под давлением недовольных обстановкой на уроке родителей других учеников), пока не найдется учитель, умеющий работать с этой категорией детей. Однако не только мастерство педагога может быть спасительным в этой ситуации. Каждая мама может помочь своему ребенку, следуя рекомендациям врача-невролога.
Так как в основе СДВГ лежит дисбаланс между процессами активации и торможения в нервной системе, то воздействовать нужно именно на нее. Среди назначений невролога можно увидеть соблюдение режима дня, снижение действия стрессовых факторов (например, компьютерных игр и телевизора) и прием мягких успокаивающих препаратов, таких как «Тенотен детский»*. «Тенотен детский»* — это препарат, который не только оказывает успокаивающий эффект, но и улучшает концентрацию внимания и память, что очень важно для поддержания работоспособности Вашего ребенка. Это лекарственное средство помогает ребенку справиться с повышенной отвлекаемостью и неусидчивостью, а значит, основные препятствия для успешной учебы преодолены!
Опубликовано на правах рекламы.
О приставке «гипер» и «трудном» ребенке
Психологи, врачи, педагоги постоянно слышат от мам, что их дети отличаются гиперактивностью. Причем счастливые родительницы часто говорят об этом с особой гордостью, как будто описывают новейший реактивный самолет, а не ребенка. Если бы они знали, что в этот момент ставят своему малышу диагноз, то, может, воздержались бы от приставки «гипер» и называли своего непоседу просто активным.