Об этом клиническом случае рассказали в журнале Frontiers in Nutrition специалисты из нескольких университетских клиник США и Великобритании.
В августе 2014 года у 26-летнего жителя графства Девон выявили глиобластому — агрессивный неизлечимый рак головного мозга, средний период выживаемости при котором составляет 11–15 месяцев после постановки диагноза. Мужчина сознательно отказался от стандартных методов лечения — операции, химио- и лучевой терапии — и перешел на кетогенную диету, подразумевающую низкое содержание в пище углеводов, умеренное содержание белков и высокое содержание жиров.
Цель кетогенной диеты состоит в том, чтобы изменить обмен веществ и вынудить организм использовать в качестве основного источника энергии не углеводы (то есть глюкозу), а жиры, из которых в печени образуются кетоновые тела, становящиеся альтернативой глюкозе.
Злокачественные опухоли тоже широко используют глюкозу, и переход на другое «топливо», теоретически, может лишить их источника энергии.
В ежедневном рационе пациента, о котором идет речь, присутствуют насыщенные жиры (сливочное масло, сыр, другие молочные продукты, растительные масла), разнообразное мясо и немного овощей, а также кокосовое масло, содержащее среднецепочечные триглицериды.
Что мы знаем о низкоуглеводной диете? Разбираем факты и мифы в галерее:
В течение следующих трех лет после постановки диагноза и перехода на кетогенную диету опухоль в мозге мужчины продолжала расти, но очень медленно. В 2017 году ему сделали операцию, удалив большую часть опухоли. Тем не менее после операции мужчина продолжил придерживаться строгой кетогенной диеты, а с 2018 года начал регулярно медитировать, чтобы снизить уровень стресса.
Регулярные обследования показывают, что остаток опухоли в мозге мужчины продолжает постепенно увеличиваться, но с очень небольшой скоростью. По состоянию на май 2021 года, спустя почти семь лет после выявления рака, пациент жив, и качество его жизни остается достаточно высоким, пишут авторы статьи.
Исследователи считают, что такой успех может быть связан с совместным действием двух факторов: диеты, лишившей опухоль глюкозы, и найденной в опухоли случайной мутации IDH1, из-за которой злокачественное новообразование остается без еще одного источника энергии — глутамина. Дефицит «топлива» не дает опухоли расти.
В ходе дальнейших исследований ученые планируют выяснить, сработает ли кетогенная диета в качестве метода терапии глиобластомы у других пациентов, причем как у тех, кому повезло так же, как и «британскому пациенту, то есть у них в опухоли тоже присутствует мутация IDH1, так и у тех, у кого такой мутации нет.
Читайте также: Диеты, которые оказались обманом
Смотрите наши видео: