Консультации / Психология и психиатрия

Депрессии у ребенка

Добрый день! Стали замечать, что когда перед сыном, 10 лет, ставим какие-то цели или планы, он начинает постоянно думать об этом и говорить только об этом. При этом у него портится настроение, пропадает интерес к учебе, желание делать что-то. Он просто начинает сидеть и ждать, когда это событие произойдет. Хотя условие ставим : вот заработаешь.... , вот если будешь стараться и тд... Беспокоюсь, потому что у ребенка плохая наследственность, его отец мог целыми днями напролет сидеть с сигаретой, чашкой кофе и мечтать о чем-то.. Чем помочь ребенку? Как переключать от этих состояний? Может быть не нужно ставить перед ним цели?
Здравствуйте. Я прочла Ваше письмо, и у меня не сложилось ясной картины Вашей ситуации. Давайте вместе проясним. Вы пишете: «ставим какие-то цели или планы, он начинает постоянно думать об этом и говорить только об этом» и далее «он просто начинает сидеть и ждать, когда это событие произойдет». Вы могли бы привести какие-либо конкретные примеры, чтобы я поняла, о каких событиях идет речь?
Добрый день! Например, мы говорим, что если он не пропустит ни одной тренировки на протяжении 2-х месяцев- мы купим ему телефон. Или например, если он хорошо закончит четверть, то мы поедем отдыхать куда-нибудь или подарим ему планшет. Но он не стремиться достичь цели, а просто уходит в себя и начинает ждать, когда этот момент наступит, при этом все мысли и разговоры только об этом моменте или цели. У него пропадает интерес к другим его увлечениям и учиться он начинает хуже.
Итак, когда Вы говорите, что купите ребенку новый телефон, если он не пропустит ни одной тренировки, то это НЕ стимулирует его посещать тренировки, при этом он начинает говорить о телефоне, ждать этого телефона, но совершенно НЕ стремится выполнить условие его получения. Я правильно Вас поняла? Что значит «уходит в себя»? Как это проявляется в его поведении? Он начинает больше говорить о телефоне? – Вроде это не похоже на уход в себя. Это первый вопрос. Далее у меня возникает еще один вопрос к Вам: а если он не достигает поставленного Вами условия – посещение всех тренировок – Вы покупаете ему телефон или нет? То есть: Вы выполняете то, что обещали или нет, если ребенок не выполняет то, что Вы на него возложили? И как часто Вы это выполняете или не выполняете? И еще остается неясность: а он вообще способен закончить четверть хорошо? Это в его силах или нет? Какова была его успеваемость на протяжении обучения в школе?
Да, Вы всё правильно поняли. Конечно же все требования реальные, успеваемость у него нормальная, две 4-ки в четверти, остальные пятерки. Просто этими условиями, мы стараемся простимулировать его желание и стремление, чтобы не приходилось постоянно его заставлять, напоминать, чтобы он самостоятельно выполнял домашние задания сам и с большим стремлением . По поводу "уходит в себя" - он становится пассивным, безразличным, постоянно говорит о желаемой вещи, ищет информацию в интернете только об этой вещи и тд. По поводу покупки, конечно, иногда случается так, что всё таки награда не случается, но он не сильно расстраивается и переключается на другой предмет вожделения. Но в основном желание выполняется, даже если ребенок не выполнил договоренности. Наступает какой-нибудь ближайший праздник и ребенку дарят желаемую вещь или развлечение, связывая с ближайшим мероприятием.
Вы пишете: «Но в основном желание выполняется, даже если ребенок не выполнил договоренности». Возможно, это ответ на вопрос: «почему ребенок не стремится достичь цели, которая была обозначена в договоренности?». Давайте резюмируем. Итак, Вы хотите, чтобы ребенок выполнял какие-то Ваши условия (посещение тренировок, хорошая учеба – ведь это именно Ваши условия? Ваш интерес?). Для того, чтобы ребенок делал то, что Вы хотите, Вы пытаетесь создать внешнюю мотивацию обещая ему телефон и прочие гаджеты, которые его сильно интересуют. Что значит «внешняя мотивация»: это означает, что ребенок делает то, что Вы хотите, не потому что ему это ИНТЕРЕСНО, не потому что ОН САМ ХОЧЕТ это делать, а потому что ему обещан привлекательный приз. Но на практике он может получить этот приз, даже если он не выполнил договоренностей. Это означает, что «внешняя мотивация» НЕ РАБОТАЕТ. Что же делать? Я бы рекомендовала Вам подумать, как взращивать «внутреннюю мотивацию», то есть, как взращивать желания ребенка, которые сами по себе мотивируют человека к деятельности, дают энергию к деятельности без внешних призов. Это значительно сложнее, чем использовать внешнюю мотивацию, но значительно более эффективно. Я думаю, что не раскрою секрета, если скажу, что большинство подростков не любят посещать школу. Это факт. Но часто можно найти тот предмет, который ребенку интересен больше всех остальных. Часто можно найти тот вид спорта, или любое другое занятие, которое интересно больше всех остальных. Если приучить ребенка развивать свой внутренний интерес, следовать за ним, а не за призами, полученными извне, то это принесет значительно больше пользы личностному развитию ребенка, росту его личностной зрелости и целеустремленности, развитию его творческих способностей, чем хорошая успеваемость, регулярные занятия спортом, которые реализованы на «внешней мотивации».
Консультация психотерапевта на тему «Депрессии у ребенка» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 8 октября 2013
О консультанте