анонимно
Здравствуйте! У меня дочка 10 лет. Очень умный общительный ребенок. Много читает, отлично учится, изучает иностранные языки, занимается художественной гимнастикой, ходит в театральный, много раз одна вела концерты, большие мероприятия. Во общем можно сказать идеальный ребенок. Но в этом году на неё свалились проблемы: в марте месяце операция у ЛОР врача (лежала в больнице одна), в июне лежала в аллергоцентре в другом городе и тоже одна, в июле с пневмонией. Во время последней госпитализации с пневмонией при поступлении ей сделали капельницу которая ей не подошла. Ребенок стал задыхаться, появилась рвота, всю затрясло, а врача и медсестры не оказалось рядом, в этот момент подъехали мы, ребенок был страшно напуган, кричал и т.д.,,,,,,,,, после этого все и началось! У дочки постоянна паника, боится что с ней что-то случиться, постоянно плачет, рассматривает свои руки (одного ли они цвета), рассматривает слюни, глаза, кожу на всем теле, может довести себя до рвоты, резко просыпается ночами бегает по квартире и говорит что ей сильно плохо, жалуется на головокружение, рассматривает свой язык и губы не посинели ли они, очень плохой аппетит, весь день может ничего не кушать. Мы очень напугались обратились к невропатологу, полностью обследовались (РЭГ, ЭЭГ, УЗИ головы и т.д) ни каких патологий не выявлено. Врач сказал что у ребенка панические атаки, и помочь сможет только опытный психотерапевт. Мы живем в провинции и на сегодняшний день психотерапевта в нашем городе нет. Со своей стороны пробовали и уговоры, и рисовать страх (рисует себя на кровати с капельницей) потом его сжигать, и разбираться подробно в её состоянии, и чем то увлекать, не оставляем её одну, пробовали даже ругаться, снимали её на камеру и показывали как неадекватно она себя ведет ни чего не помогает. Ребенок сутками в страхе. Подскажите, как с этим бороться? За ранее вам благодарна!
Отвечает Поддъякова Ольга Сергеевна
психолог, психотерапевт
Здравствуйте. То, что происходит с Вашей дочерью – это закономерная и естественная работа ее психики по преодолению серьезной психотравмы: девочка столкнулась со страхом смерти. Было бы значительно хуже, если бы в результате этой психотравмы она замкнулась бы или стала бы болеть еще сильнее – такие варианты реагирования детей на сильнейший стресс встречаются довольно часто. Очень полезно то, что девочка рисует свои страхи. Само по себе действо по сжиганию страха может не приносить ожидаемый эффект, так как страх смерти невозможно изжить просто «уничтожив» рисунок, потому что страх смерти – это, пожалуй, самый фундаментальный и глубинный страх любого человека. И его невозможно преодолеть до конца: ведь каждый из нас так или иначе боится смерти. Вы говорили с девочкой про ее страх смерти? Вы говорили с ней про то, что такое смерть? Про то, что Вы и папа девочки, и другие тоже боятся смерти? Об этом можно говорить с ребенком, когда он более или менее спокоен и не в приступе паники. Это во-первых. Во-вторых, в той ситуации, когда девочка испугалась, был и еще один возможный аспект: девочка могла почувствовать себя одинокой перед лицом смерти. И в этом случае самое важно послание, которое она может получать от родителей в те минуты, когда ее охватывает паника – это послание: «Ты не одна». Для этого нужно просто обнять ребенка и спокойно разговаривать с ней. Не нужно ругать ее, снимать ее на камеру, доказывать ей, что ее поведение неадекватно – все это совершенно бесполезно, и даже может нанести некоторой вред. Лучше просто обнять ее и по-возможности спокойно разговаривать с ней: «все хорошо, я с тобой, сейчас ты не умрешь, потому что ты здорова, у тебя розовые губы, твои слюнки в порядке, с ручками все в порядке и так далее…». Это может повторяться из раза в раз, но запас Вашего терпения должен быть велик. При грамотном поведении взрослых очень постепенно интенсивность панических переживаний ребенка будет снижаться. В-третьих, раз в Вашем городе нет психолога, Вам придется освоить некоторые приемы психологической работы с детьми. Рисование вы уже освоили. Пусть она рисует все, что хочет, и то, что связано с ситуацией болезни и больницы. Пусть она рисует это столько, сколько хочет: рисование психотравмирующих событий - это очень важный психотерапевтический процесс. Ваша задача – не оценивать ее рисунки, не пытаться их изменить или улучшить, важно проговаривать с девочкой те чувства, которые она испытывает при рисовании и при воспоминании об этих ситуациях. Далее предложите девочке поиграть в больницу. Задача в том, чтобы девочка многократно проигрывала то, что случилось в больнице: сама по себе игра, посвященная психотравмирующей ситуации, является психотерапевтичной для ребенка. Ваша задача при этом такая же, как при рисовании: не оценивать игру, не исправлять, а лишь проговаривать чувства девочки. Приобретите набор доктора, сделайте подобие капельницы или других медицинских инструментов, которые девочка видела в больнице. Если девочка не захочет играть в это, не настаивайте, эти игрушки могут быть в зоне ее досягаемости, и когда она решится, она сама возьмет их для игры. Рекомендую Вам почитать книгу Лэндрет «Игровая терапия: искусство отношений» - она написана доступным языком, из этой книги Вы сможете почерпнуть те особенности игры с ребенком, которые делают эту игру полезной для преодоления ребенком последствий эмоциональных травм.
Ответ опубликован 29 августа 2013