анонимно
Женщина, 53 года, заболела в сентябре 2001 года внезапно. Стала вставать утром на работу и не смогла: тошнота, сильное головокружение, усиливающееся при перемене положения тела. На скорой была госпитализирована в областную больницу с подозрением на острый инфаркт мозга, где диагноз был пересмотрен в пользу дисциркуляторной энцефалопатии. Была проведена сосудистая терапия: кавинтон, актовегин, эуфиллин, пирацетам, витамин В1, В6, церукал. В ходе обследования была выявлена анемия (Нb-70), проведено лечение, Hb повысился до 120. Была сделана компьютерная томография головного мозга. Диагноз: признаки выраженной дисциркуляторной энцефалопатии с тенденцией к атрофии головного мозга. После проведенного лечения состояние несколько улучшилось, но полностью головокружение не прошло. С этих пор начались мои хождения по врачам, постоянное лечение. С работы пришлось уволиться. Мое состояние: постоянная сдавленность в голове, как будто голова накачена воздухом, головокружение, причем хожу ровно, но в голове какое то «пьяное» состояние. Консультировалась в 2002 году у профессора кафедры неврологии КГМА, д.м.н. Надировой К.Г.. Был поставлен диагноз: гепатоцеребральная дистрофия. Был назначен купренил. Однако, прием таблеток в течение 3-х месяцев улучшений не вызвал.
В октябре 2002 года обследовалась в г.Новосибирске. Диагноз гепатоцеребральная дистрофия был снят. Была сделана магнитно-резонансная томография. Заключение: микроочаги подкорковых ядер, вещества мозга сосудистого генеза; наружная и внутренняя гидроцефалия заместительного характера.
В январе 2004 года консультировалась у заведующей кафедрой неврологии д.м.н. Абдрахмановой М.Г., которая также диагноз гепатоцеребральная дистрофия не подтвердила.
В ноябре 2004 года консультировалась у доцента, д.м.н., профессора Международной Академии Наук (г.Москва) Григолашвили М.А.. Диагноз: ДЭП II ст. на фоне артериальной гипотонии. Мозжечковый синдром.
Я постоянно лечилась. 1-2 раза в год лежала в больнице, принимала сосудистые препараты. После больницы немного было улучшение. Несмотря на то, что состояние в голове до конца не проходило, я могла жить полноценной жизнью. Много ходила, делала все домашние дела. А в феврале 2012 года произошло резкое ухудшение. На скорой была госпитализирована в больницу с диагнозом: транзиторно-ишемическая атака в вертебро-базиллярном бассейне на фоне шейного остеохондроза, церебросклероза. Вестибуло-атаксический синдром. СОП: Дисциркуляторная энцефалопатия 2 ст. смешанного генеза (артериальная гипертензия, шейный остеохондроз, церебросклероз) с частыми ТИА в ВББ. Мультиинфарктное состояние подкорковых ядер. Гипертензионный синдром. Лечение: актовегин в/в, пирацетам в/в, вит. В1, В6 в/м, вестибо табл., L-лизина эсцинат в/в, фенотропил табл. После лечения состояние улучшилось незначительно. В марте 2012г. опять стало хуже: сильное головокружение, сдавленность, тяжесть в голове, слабость, постоянная тошнота, рвота, шум в ушах. Попала в больницу с диагнозом: острое нарушение мозгового кровообращения в ВББ на фоне артериальной гипертензии, шейного остерохондроза, церебрального атеросклероза. Вестибо-мозжечковый синдром. Лежала в больнице с 24.03.2012г. по 09.04.2012г., затем с 10.04 по 20.04.2012г.- реабилитация. Лечение: актовегин в/в №5, пирацетам в/в №6, цераксон в/в №4, L-лизина эсцинат в/в №7, ношпа в/м №5, вит. В1, В6 в/м, вестибо табл., тромбоасс, энап, кислород. барокамера №10.
В больнице были сделаны:
Рентген шейного отдела позвоночника от 29.03.12г.: выпрямлен шейный лордоз с сегмента С2-С3. Тела позвонков деформированы в проекции задне-верхних поясов. Не исключена нестабильность в сегменте С2-С3.
Эхо ЭС от 01.06.2012г.: Смещение М-эхо нет. Гипертензия умеренной степени.
ОАК 30.05.2012г. эр. 4,95, Нb 161, L 7,3*109, сегм. 69, мон.5, лимф. 26, С07 5 мм/ч, сахар – 3,7 ммоль/л , холестерин крови – 4,6 ммоль/л, биохимия: моч. 3,4, креат. 74, АЛАТ 70, АСАТ 52, билируб. 31,9-11,4.
Ходить понемногу стала, но состояние в голове осталось такое же, как и при поступлении.
В мае 2012 года в дневном стационаре делали в/в кап. милдронат №10. Пила дома милдронат в таблетках 2 раза в день, бетасерк 16мг*3р.в день, вобилон 2 раза в день. Улучшений не было.
В июне с 30.05 по 11.06.2012г. опять попала в больницу с диагнозом: транзиторно-ишемическая атака в вертебро-базиллярном бассейне на фоне шейного остеохондроза, артериальной гипертензии. С ОП: последствия перенесенного ОНМК по типу инфаркта головного мозга в ВББ на фоне шейного остерохондроза, церебрального атеросклероза, артериальной гипертензии. Гипертензионный синдром. Вестибуло-атаксический синдром. Лечение: мексидол в/в кап. №5, актовегин в/в кап. №5, пирацетам в/в №10, маннит 200 мг в/в кап. №5, фуросемид 20 мг в/м №5. Улучшений практически не было. Артериальное давление в основном было нормальное: 110/70 или пониженное: 90/60. При транзиторно-ишемический атаках иногда повышалось до 140/90.
За все время болезни 4 раза делала магнитно-резонансную томографию.
В октябре 2002г. в г.Новосибирск: Заключение: микроочаги подкорковых ядер. Вещества мозга сосудистого генеза; наружная и внутренняя гидроцефалия заместительного характера.
В январе 2006г. в г. Астана: Заключение: признаки дисциркуляторной энцефалопатии, корковой атрофии. Выявлены очаги повышенной интенсивности от 2 до 5 млн.
В июле 2011г. в г. Караганда: определяется множество мелких участков измененного сигнала без признаков перифокального отека. В области подкорковых ядер слева определяется участок кистозных изменений неправильной формы размерами 0,6*0,4*0,2см Заключение: МР-признаки энцефалопатии смешанного генеза. Атрофических изменений головного мозга.
В апреле 2012г. в г. Караганда: МРТ в ангиорежиме. Определяются участки измененного МР-сигнала без признаков перифокального воспаления размерами до 1,1*0,8*1,3см. Заключение: Нативно МР-признаки наиболее характерные для энцефалопатии смешанного генеза, смешанной гидроцефалии. Синусит. Снижение сигнала от переднемозговых среднемозговых артерий больше справа, заднемозговых артерий, базилярной артерий, позвоночных артерий больше слева. Отстутствие сигнала от задних коммуникантных артерий. Виллизиев круг разомкнут.
Таким образом, вот уже 5 месяцев, с февраля 2012 года, я практически не хожу, все время лежу, не могу ничего делать, т.к голова постоянно кружится, сильно сдавлена как будто накачана воздухом, постоянная тошнота, сильно набухают верхние веки. Такого непроходящего состояния за все 11 лет болезни у меня никогда не было. Сейчас месяц я уже никакие лекарства не пью, т.к ничего не помогает, ведь столько систем сделано за эти месяцы, а мне даже на минуту не становилось легче.
Неужели ничего нельзя сделать? Может какое-то другое лечение нужно, чтобы хоть немного снять это состояние. Очень прошу помочь мне.
Отвечает Мальцев Игорь Федорович
невролог
Здравствуйте, вы очень тщательно описали ваши скитания по врачам, это правильно, но все таки давайте вернемся к головокружению. охарактеризуйте пожалуйста его, ответив на вопросы:
- вращались ли предметы при вашем головокружении если да, то они вращались по или против часовой стрелки или сверху вниз;
- если предметы при вашем головокружении не вращались, то как его можно ли его описать, как состояние неустойчивости, "шатания" в пространстве, покачивания и пр.
- сколько времени длится головокружение: весь день, несколько секунд потом проходит, несколько минут, потом проходит;
- связано ли оно с движением головы, наклонами туловища, переходом из горизонтального в вертикальное положение;
- сколько раз в день возникают приступы головокружения;
- пошатывает в стороны или преимущественно в одну сторону;
- появляется ли при головокружении шум, гул, свист, заложенность уха, снижается ли при этом слух на одно или оба уха;
- беспокоила ли во время головокружения или сразу после его окончания головная боль
- была ли при головокружении пелена перед глазами, не нарушалось ли зрение, не общее как вы описываете, а именно при головокружении. С уважением, И. Ф.
Ответ опубликован 10 августа 2012