Консультации / Психология и психиатрия

Поведение ребенка

Дочке 2 года 2 мес. С некоторых пор, буквально 1-2 недели началось такое поведение, допусти на улице она лезет куда-то (мы обычно гуляем в лесу), допустим на поваленное дерево. Я ей объясняю, Лера не надо, ты можешь упасть. Она все равно делает то что ей надо, заканчивается по-разному, но когда она действительно падает, естественно плачет, я ей говорю-мама тебе же говорила, что там "бух" и т.д что не надо туда лазить, а она сквозь слезы: "не говорилааа... надооо!!!!" и так стало постоянно. У нее какое-то полное отрицание началось. Тут даже в подъезде дома, когда я поздоровалась со знакомой, Лера моя сумела вставить "не здрасте!" или ей в автобусе, женщина сказала "ой какая хорошая девочка". на что моя девочка ответила: "нет, не хорошая". в общем все вот в таком ключе... Хочу заметить, что дочь всегда была упрямой и упертой... где-то даже вредной, что ли.... Но мы справлялись с этим. А сейчас я уже и не знаю как быть... Она даже с чужими свои финты выкидывает. Меня очень огорчает, то что я-мать, и не знаю как лучше поступать в таких ситуациях... Буду рада услышать Ваш совет!
Ведь дети очень изобретательны. И если поставят себе какую-то цель, например, делать все наоборот, то уж будут отрываться по полной. Конечно, можно попробовать разобраться, почему ребенок ведет себя «наоборот». Это может быть реакция протеста против чего угодно (здесь я могу всего лишь фантазировать или вспоминать свой опыт, а найти реальную причину можете только Вы). Например, против слишком сторого порядка – в доме, в отношениях, в распорядке дня, в требованиях к поведению ребенка и т.д. Поведение «наоборот» вносит хаос в устанавливаемую взрослыми упорядоченность. В природе все стремится к равновесию. Если кто-то в семье чрезвычайно трепетно следит, например, за порядком и чистотой дома, обязательно найдется человек (а может быть, и кошка), который будет ему противодействовать. И это получается не из-за чьей-то зловредности, а из-за стремления к равновесию. Согласитесь, ведь равновесие, баланс – это хорошо? Ситуация имеет очень простое решение: отпустить свое чрезмерное стремление (к чему бы то ни было), и положение дел тут же, постепенно и неуклонно, начнет исправляться.Речь идет о том, чтобы немного ослабить свой контроль, ровно в той степени, при которой Вы все еще будете чувствовать себя комфортно. Когда убедитесь, что никакой катастрофы не происходит, Вы сами поймете, что делать дальше – отпустить еще немного или нет, Вам придут в голову нужные мысли, реализовав которые, получите еще больше и комфорта, и порядка, и удовлетворения. Что толку тщательно следить за чистотой одежды и белья, если какой-то маленький человечек это белье регулярно записивает? Иногда дети (да и взрослые) делают все назло, если им не хватает эмоций окружающих. Ребенок постоянно испытывает в этом смысле голод, ему никогда не бывает много любви окружающих. А мало – бывает. Взрослые и работой, заботами, делами часто заняты, и разные по характеру – один с удовольствием двести раз в день и поцелует, и скажет «я тебя люблю», а другой – сдержанный, не склонный к частому проявлению эмоций. По-разному бывает. Если ребенок недополучает необходимую ему норму позитивных чувств от окружающих, он будет пытаться разными способами эти чувства получить. Если и это не получится – будет вызывать в близких негатив, эмоционально питаться тем, что удалось добыть. Если взрослые не ведутся на любовь – безвыходная ситуация, ребенок заставит их злиться, негодовать, обижаться, все подойдет. Потому что эмоциональный голод для ребенка невыносим.Что делать в этом случае, Вы, наверное, уже поняли. Во-первых, разрешить себе проявлять свою любовь к малышу, одобрение, даже восхищение им. Позвольте себе быть живым, эмоциональным человеком, не стесняйтесь хвалить, любить и радоваться. Во-вторых, контролировать свои негативные реакции, насколько сможете. Малыши – экспериментаторы. Они устраивают разные ситуации и смотрят, что из этого получится, как взрослый себя поведет, что будет дальше. Им это нужно, чтобы учиться жить. Покажите ему, что делая что-то «не то», он не получит никаких (или почти никаких) Ваших чувств. А если сделает что-то хорошее, полезное, то, что Вам нравится – получит от Вас искреннюю любовь, радость и благодарность. Если двигаться таким путем, нужна определенная доля смелости, уверенности в себе и гибкости. Все-таки это, как любой эксперимент, метод проб и ошибок. Ошибки тоже могут быть, но не ошибается только тот… (сами знаете). Ребенок растет, он меняется с каждым годом и то, что "работало" в прошлом году, уже "не работает" в этом. Нужно каждый раз искать новые подходы, новые ключики к подрастающему чаду. В три года ребенка можно просто отвлечь, в четыре можно уже что-то объяснить, причем он поверит взрослому, т. к воспринимает информацию некритично, а вот дестилетний уже вопринимает информацию по другому, возможно он считает себя уже достаточно самостоятельным или взрослым, а может наооборот - неуверен, боится ответственности, и его устраивает контроль со стороны. Все дети разные. Один только момент есть общий - ни один ребенок не делает ничего просто так. Даже если он делает все наоборот - для него есть в этом какой-то смысл. Если хотите на него влиять - поймите его. Его внутреннее самоощущение, его цели, его потребности. Мне нравится в этом плане книга Ю.Б. Гиппернрейтер "Общаться с ребенком. Как?! Удачи Вам.
Анна Георгиевна, спасибо Вам за подробную консультацию! Будем стараться и учиться понимать друг друга)
Консультация психотерапевта на тему «Поведение ребенка» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Задать вопрос