Психология и психиатрия

Поведение ребенка

Дочке 2 года 2 мес. С некоторых пор, буквально 1-2 недели началось такое поведение, допусти на улице она лезет куда-то (мы обычно гуляем в лесу), допустим на поваленное дерево. Я ей объясняю, Лера не надо, ты можешь упасть. Она все равно делает то что ей надо, заканчивается по-разному, но когда она действительно падает, естественно плачет, я ей говорю-мама тебе же говорила, что там "бух" и т.д что не надо туда лазить, а она сквозь слезы: "не говорилааа... надооо!!!!" и так стало постоянно. У нее какое-то полное отрицание началось. Тут даже в подъезде дома, когда я поздоровалась со знакомой, Лера моя сумела вставить "не здрасте!" или ей в автобусе, женщина сказала "ой какая хорошая девочка". на что моя девочка ответила: "нет, не хорошая". в общем все вот в таком ключе... Хочу заметить, что дочь всегда была упрямой и упертой... где-то даже вредной, что ли.... Но мы справлялись с этим. А сейчас я уже и не знаю как быть... Она даже с чужими свои финты выкидывает. Меня очень огорчает, то что я-мать, и не знаю как лучше поступать в таких ситуациях... Буду рада услышать Ваш совет!
Ведь дети очень изобретательны. И если поставят себе какую-то цель, например, делать все наоборот, то уж будут отрываться по полной. Конечно, можно попробовать разобраться, почему ребенок ведет себя «наоборот». Это может быть реакция протеста против чего угодно (здесь я могу всего лишь фантазировать или вспоминать свой опыт, а найти реальную причину можете только Вы). Например, против слишком сторого порядка – в доме, в отношениях, в распорядке дня, в требованиях к поведению ребенка и т.д. Поведение «наоборот» вносит хаос в устанавливаемую взрослыми упорядоченность. В природе все стремится к равновесию. Если кто-то в семье чрезвычайно трепетно следит, например, за порядком и чистотой дома, обязательно найдется человек (а может быть, и кошка), который будет ему противодействовать. И это получается не из-за чьей-то зловредности, а из-за стремления к равновесию. Согласитесь, ведь равновесие, баланс – это хорошо? Ситуация имеет очень простое решение: отпустить свое чрезмерное стремление (к чему бы то ни было), и положение дел тут же, постепенно и неуклонно, начнет исправляться.Речь идет о том, чтобы немного ослабить свой контроль, ровно в той степени, при которой Вы все еще будете чувствовать себя комфортно. Когда убедитесь, что никакой катастрофы не происходит, Вы сами поймете, что делать дальше – отпустить еще немного или нет, Вам придут в голову нужные мысли, реализовав которые, получите еще больше и комфорта, и порядка, и удовлетворения. Что толку тщательно следить за чистотой одежды и белья, если какой-то маленький человечек это белье регулярно записивает? Иногда дети (да и взрослые) делают все назло, если им не хватает эмоций окружающих. Ребенок постоянно испытывает в этом смысле голод, ему никогда не бывает много любви окружающих. А мало – бывает. Взрослые и работой, заботами, делами часто заняты, и разные по характеру – один с удовольствием двести раз в день и поцелует, и скажет «я тебя люблю», а другой – сдержанный, не склонный к частому проявлению эмоций. По-разному бывает. Если ребенок недополучает необходимую ему норму позитивных чувств от окружающих, он будет пытаться разными способами эти чувства получить. Если и это не получится – будет вызывать в близких негатив, эмоционально питаться тем, что удалось добыть. Если взрослые не ведутся на любовь – безвыходная ситуация, ребенок заставит их злиться, негодовать, обижаться, все подойдет. Потому что эмоциональный голод для ребенка невыносим.Что делать в этом случае, Вы, наверное, уже поняли. Во-первых, разрешить себе проявлять свою любовь к малышу, одобрение, даже восхищение им. Позвольте себе быть живым, эмоциональным человеком, не стесняйтесь хвалить, любить и радоваться. Во-вторых, контролировать свои негативные реакции, насколько сможете. Малыши – экспериментаторы. Они устраивают разные ситуации и смотрят, что из этого получится, как взрослый себя поведет, что будет дальше. Им это нужно, чтобы учиться жить. Покажите ему, что делая что-то «не то», он не получит никаких (или почти никаких) Ваших чувств. А если сделает что-то хорошее, полезное, то, что Вам нравится – получит от Вас искреннюю любовь, радость и благодарность. Если двигаться таким путем, нужна определенная доля смелости, уверенности в себе и гибкости. Все-таки это, как любой эксперимент, метод проб и ошибок. Ошибки тоже могут быть, но не ошибается только тот… (сами знаете). Ребенок растет, он меняется с каждым годом и то, что "работало" в прошлом году, уже "не работает" в этом. Нужно каждый раз искать новые подходы, новые ключики к подрастающему чаду. В три года ребенка можно просто отвлечь, в четыре можно уже что-то объяснить, причем он поверит взрослому, т. к воспринимает информацию некритично, а вот дестилетний уже вопринимает информацию по другому, возможно он считает себя уже достаточно самостоятельным или взрослым, а может наооборот - неуверен, боится ответственности, и его устраивает контроль со стороны. Все дети разные. Один только момент есть общий - ни один ребенок не делает ничего просто так. Даже если он делает все наоборот - для него есть в этом какой-то смысл. Если хотите на него влиять - поймите его. Его внутреннее самоощущение, его цели, его потребности. Мне нравится в этом плане книга Ю.Б. Гиппернрейтер "Общаться с ребенком. Как?! Удачи Вам.
Анна Георгиевна, спасибо Вам за подробную консультацию! Будем стараться и учиться понимать друг друга)
Консультация психотерапевта на тему «Поведение ребенка» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
О консультанте
Подробности

Психолог-консультант, специализирующийся в вопросах детско-родительских отношений, отношений между супругами. Обладает большим опытом работы с детьми разных возрастов. В настоящее время занимается индивидуальным и семейным консультированием, бизнес- консультированием. Сфера профессиональных интересов: детско-родительские отношения, межличностные проблемы; отношения в паре; саморегуляция и развитие  деловых отношений.

Задать вопрос
Похожие вопросы
Поведение ребенка
Здравствуйте! Сын 4,5 года бывает остается с бабушкой или с сестрой, они говорят, что когда они лежат отдыхают, например, он начинает целовать в губы, лицо, обнимает, "дышит как по-взрослому", говорит,...
Поведение ребенка
Моей дочке 2,5 года.В последнее время стала просто не управляемой. В садик не ходим, боимся после операции на сердце. Хотя кардиологи не запрещают, пока сидит с бабушкой. Нас с отцом...
Поведение ребенка после приема препаратов
Здравствуйте! Моему ребенку 3 месяца,месяц назад делали узи головного мозга,показало кисту в правом полушарии д.3,8Х4,3х4,2 мм,узистка срочно порекомендовала обратиться к нервопатологу,причем даже номер дала,мы сходили,нам назначили диакарб с панангином,капли семакс...
Поведение ребенка в детском саду
Здравствуйте. Ребенок 2 года 9 месяцев, мальчик. Ходим в детский садик с апреля месяца. Ведет в саду себя хорошо, не плачет, хорошо спит, слушается. НО! В саду терпит, не писиет....
Как объяснить странное поведение ребёнка?
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, причину поведения ребёнка 4 лет, которое заключается в следующем: ребёнок не разговаривает (произносит отдельные звуки, больше похожие на лепет, слоги не произносит, слова не говорит), неадекватная реакция...
Не обычное поведение ребенка 2года 8мес. при адаптации в яслях
Здравствуйте Сергей Владимирович. Нашему сыну, Саше 2года 8мес. Развитие соответствует возрасту, приучен к горшку, умеет сам кушать, хорошо засыпает и спит всегда в отдельной кроватке, разговаривает пока плохо ( не...
Поведение ребенка
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, как относиться к поведению ребенка (мальчик 3 года 1 месяц), если ему нравиться одевать платья сестры? Раньше одевал только когда садился за детский синтезатор (как концертный костюм),...