анонимно, женщина, 30 лет
Здравствуйте, доктор. Мальчику 2.9. Не разговаривает. Родился в срок, роды прошли хорошо, без стимуляций и обезболивания. Развивался хорошо, быстро научился переворачиваться, хватать игрушки, сел и встал в 6 мес, ползал, пошёл в 8.5 месяцев. В 1.5 года начала замечать некие странности: бегал по кругу, не отзывался на имя. В 1.8 обратились к неврологу, прописали пантогам и кортексин. Пантогам отменили через 10 дней,так как был неуправляем и не спал.В 1.9 прошли обследование: слух, ээг, доплер, вестибулярный аппарат, квсп и авсп. Все в норме, кроме дохождения слуховых сигналов ( сказали есть замедление). Вес и рост ребёнка в норме, крепкий, родился почти 4 кг. Прописали Микрополяризацию и глиатилин, когитум, магнеб6. Все прошли ,пропили,результата не увидели. В 2.2 прошли курс БАКа, пошли продвижения:стал ходить на горшок и сказал Мама. Потом рекомендовали Томатис. Прошли два курса по 20 сеансов. Ещё было прогревание шеи( забыла название этой физиопроцедуры). На данный момент в речи есть несколько слов и словоподражаний ( Амой - домой,амино-осьминог и так далее). Но он ими не пользуется по своей инициативе, приходится упрашивать сказать. Также не может попросить что-то, тянет за руку и тычет пальцем. Говорю ему скажи дай , раз на 10 может повторить , а может просто уйти, не дождавшись желаемого или пытается сам взять. Днём спит хорошо, ночью плохо (с рождения), умеет одевать- снимать ботинки, штаны, кепку. Любит пластилин, машинки, Лего, прыгать и беситься. Зрительный контакт есть, любит обниматься. Но к вербальному общению не стремится. Хорошо имитирует бытовые действия. Есть вокализации-очень громкими криками сопровождает свои игры ( вертолётики, машинки и сюжетные), я ничего не могу понятного разобрать в этих криках. Не любит новую одежду, может истерить,но день на третий все же привыкает, может ни с того ни с сего не дать снять куртку или шапку. На вопросы не отвечает, только если спросить будешь есть ответит да. Не хочет заниматься. Посмотрит одну страницу и убегает, не любил никогда развивающие игрушки типа сортера. Поэтому у нас все глухо с цветами и счетом, животных некоторые знает. Любит песенки из мультиков, верно воспроизводит некоторые слова и интонацию, а вот игрушки музыкальные не любит. Незнакомых не боится ( только врачей, на медкомиссии вырывался, истерил), детей тоже, особого интереса они не вызывают, но может подойти заинтересоваться игрушкой или подойти дать мячик, сесть рядом. Приветствует -ие! и Прощается - машет ручкой и говорит пада!. Очень активный, по площадке только бегом, довольно шустрый, рано научился прыгать двумя ногами. С пережёвыванием еды проблем нет, ел все с 9 месяцев сам (яблоко целиком, например).Но бывают какие-то кризисы, может по какому -то поводу впасть в истерику с валянием на полу или разозлиться на сестру-переворачивает машины или стул, может стукнуть. Диалога у нас с ним нет, есть мой монолог, я как попугай с утра до вечера ему все проговариваю, а воз и ныне там. Может иногда по настроению повторить за мной подряд слов 7. Как может.или подходит и что - то спрашивает на своём языке ( Тарабарский) В целом он слушается, бытовые действия все знает. Очень боюсь..По описанию это может быть аутизм?!
Отвечает Никитина Анна Викторовна
детский нейропсихолог
Здравствуйте! Мне нужно задать Вам ряд уточняющих вопросов:
1. Когда он просит Вас о чем-то, Вы говорите что он при этом тянет за руку и тычет пальцем. Я правильно понимаю, что он ведет Вас к нужному ему предмету, а затем отпускает Вашу руку и далее показывает своей рукой на предмет? Он использует указательный жест при этом? Если Вы не сразу отдаете ему предмет, он на Вас посмотрит, чтобы по выражению Вашего лица понять, почему не отдаете?
2. Бывает ли, что он пытается Вам что-то показать, что его заинтересовало? Например, покажет ли он пальцем на самолет в небе/на птичку/собаку/какой-нибудь дорожный знак и прочее? Смотрит ли он при этом на Вас, как бы удостоверяясь, что Вы тоже это видите?
Или может быть он приносит Вам показать, что он что-то вылепил из пластилина, сделал из лего?
3. Откликается ли он сейчас на имя? Кивает ли он головой "да"/ "нет"? Пытается ли другими жестами о чем-то Вам сообщить? (например, когда какая-то игрушка пропадает из его поля зрения, он может руки в сторону развести, мол, нет ее?)
4. Понимает ли он обращенную речь на бытовом уровне? То есть, может ли он выполнить Ваши инструкции вида "принеси мне машинку", "отнеси полотенце на кухню" и пр.? При этом важно, чтобы сама ситуация не была подсказкой. Например, если вы просите его включить воду, в то время как находитесь в ванной и держите в руках зубную щетку, то здесь сама ситуация подсказывает ему, что нужно сделать. Соответственно понимание речи мы здесь проверить не можем. Поэтому когда проверяете понимание речи, не должно быть никаких подсказок - ни жестом, ни взглядом, ни самой ситуацией. И если Вы просите принести машинку, то рядом с машинкой должны лежать другие игрушки.
Если на бытовом уровне речь понимает (то есть когда Вы говорите с ним о тех предметах, которые он видит, которые есть в быту), то понимает ли он внеситуативную речь? Например, если Вы ему скажете "если ты сейчас очень быстро оденешься, то мы пойдем в магазин и купим мороженое" - то отреагирует ли он на эту инструкцию, начнет собираться быстрее?
5. Когда он повторяет за Вам слова, он смотрит при этом на Ваши губы, чтобы лучше понять, что именно Вы говорите?
6. Как часто он подходит к Вам, чтобы спросить о чем-то на "своем" языке? Это 1-2 раза в день, или это может быть 10-20-50 и более раз в день?
Сейчас он тоже говорит "мама", или это слово ушло из его речи? Если говорит, то он при этом обращается к Вам или говорит не обращенно?
7. Есть ли у него сейчас какие-то стереотипные интересы, зацикленности на чем-то? Или может быть какие-то двигательные стереотипии. Если да, опишите подробнее, как они проявляются.
анонимно
Здравствуйте. Извините, очень поздно увидела Ваш ответ.
1)да, сейчас если я не хочу идти с ним куда-то, говорит поси ( пошли )
2)да, показывает самолёт/ трактор указательным пальцем и оборачивается на меня и улыбается, поделки и рисунки приносит
3)кивков нет, головой нет мотает. Да, если что-то пропало, начинает искать и говорит ой, а где
4)на бытовом печь понимает, принеси мяч понимает, или выброси мусор, но сложную фразу не поймёт
5)не замечала - наверное нет
6)много раз за день
7)бывают периодами: одно время везде закрывал двери, потом прошло, бегал за голубями фанатично - но если позвать, возвращался ко мне , потом месяц лазил по кустам с ягодами во дворе у площадки(собирал) , потом ярый интерес снова угас
Спасибо !
Никитина Анна Викторовна
Добрый день!
Судя по описанию, вероятность аутизма стремится к нулю. Скажите, пожалуйста, начал ли ребенок говорить?
Ответ опубликован 29 июня 2021