Консультации / Психология и психиатрия

Аутизм или зпрр СДВГ

Здравствуйте, очень надеюсь на вашу помощь. Ребенку 1,10. Беременность вторая. Первая беременность- доношенная, девочка, 6 лет, здорова. Третья беременность - доношенная девочка, 3 месяца, развивается по возрасту. Беременность вторая, экс на 34 неделе из-за гестоза тяжёлого. Девочка, 1490, ЗВУР, ВПС. При рождении 7/8 апгар. 12 часов ИВЛ. Выхаживалась месяц. По неврологии при рождении отек мозга, потом расширение желудочков было, но к году всё пришло в норму. До года развивалась по возрасту с учётом недоношенности. Пошла в 1,1, долго ползала на четвереньках. Гулила, лепет был, комплекс оживления тоже. Теперь, смотря на свою новорожденную дочь понимаю, что моя вторая дочь гулила намного меньше и лепет был, но потом она могла замолчать на пару дней. Была на смешанном вскармливании из-за малого веса, грудь брала, но потом перешли на ив, ТК молока было очень мало. Первых слов к году не было, только лепет. Теперь нам 1,10. Нет понимания обращённой речи. Не выполняет простых инструкций. Но если показывать жестами и ситуационно, то понимает. В глаза смотрит, но мало, если что-то нужно, то тянет меня за халат, за руку, в глаза при этом не смотрит. Но если не получается что-то, при играх в ку-ку, если ест, что вкусное, то смотрит. Указательный жест: в книге показывала моим пальцем, потом я сама научила ее показывать своим. Потом научила и везде тыкать пальцем. Если я показываю пальцем на предмет, то смотрит на предмет, иногда не смотрит. На имя откликается когда с первого раза, когда с пятого. Строит башенки, но не идеально ровные, иногда рядочки. Игрушки перекладывает с места на место. Собирает геометрику быстро, пирамидку собирает, но не всегда правильно. Любит все бросать, сбрасывать. Не успокоится, пока со стола не сбросит всё: но если я переключу ее, то сразу начинает собирать. Любит бросать мячи, шары, зацикливается на этом: дома недолго, минуты три, но если где-нибудь в другом месте, то может долго: минут 10-15. Собирает и бросает, любит очень мячики, большие и маленькие. Детей не видит совсем: может подойти, толкнуть, забрать игрушку, будет играть с мясом, но не с девочкой. Любит смотреть на бегающих детей, если они остановятся, то толкает их, чтобы бегали, может за ними бегать. Встречает гостей, приходит посмотреть, кто пришел, плачет, когда мы уходит, машет пока. Отличает своих и чужих. На руки пойдет не к каждому взрослому. Любит листать книги одна, иногда приносит мне и показывает пальцем, ждёт, когда назову, кто на картинке, но мне ничего не показывает, сразу перелистывает, не показывает части тела, где мама , папа, ничего не показывает. Есть стимы: перебирает пальцы перед глазами, жмурится, кружится, бегает из комнаты в комнату, ходит на носочках, машет крылышками, теребит ухо. Но это всё не часто и не долго, поднимает майку и опускает. Мелкая моторика развита хорошо: я развивала, думала, что заговорит, правильно держит карандаш, рисует каракули. Ест ложкой, вилкой, потом руками. В еде непривередлива: любит мясо, котлеты, картошку, сосиски, макароны, творожки, яблоки. Остальное по желанию: когда ест, когда не ест. Очень любит смесь, только ее бы и ела, пьет из бутылки, иногда из чашки. Со стулом проблем никогда не было и с вводом прикорма тоже. Аллергии нет. Имитация в быту есть, протирает пол как я , подметает веником, хлопает в ладушки, даёт пять, машет пока, когда уходит. Крупная моторика: она не ходит, а бегает, везде залазит и слазит, но при этом неуклюжа, часто падает, ударяется о дверной проем. После кортексина стала повторять некоторые слова, иногда скажет слово и больше не говорит, стала говорить на, дай иногда, мамамам, па-па-па, одеть. Говорит много на своем с разной интонацией. Плохо засыпает, долго крутится, но ночь спит не просыпаясь. Любит полежать, накрывшись пледом, может взять плед и полежать на полу. Различает своих и чужих, на руки не пойдет к незнакому, только если очень понравится. На улице полевое поведение: хожу куда хочу, ни на кого не гляжу, но если я буду уходить с площадки, то побежит за мной. Любит пересыпать песок в песочнице, при этом может зависать на этом, но недолго, пару минут. При этом не откликается на имя. Игры как таковой нету: может взять телефон и говорить, типо по телефону, кормить кукол, но пустой ложкой, также кормит персонажей, нарисованных в книге. Любит мыльные пузыри, бегает за ними, но если увидит игрушку какую другую, то сразу отвлекается и бежит за ней, посмотрит, повертит и сразу бросит, а потом прибегает обратно к пузырям. Иногда задумывается, но недолго, пару секунд. Мало гуляли на улице, ТК я была беременна третьим ребенком и лежала много на сохранении. За дочкой смотрел папа и она много смотрела мультиков. Была травма в 1,2. Ударилась затылком о ребро батареи. Делали КТ, всё чисто и нас отправили домой. Я смотрю фото и видео до года, мне кажется, что ребенок был другой, смотрел в глаза подолгу, играл с сестрой старшей, но после года вроде как всё поменялось: мало смотрит в глаза, играет сама по себе, детей не видит. Подскажите, пожалуйста, это аутизм? Может ли травма спроцировать ситуацию?
Здравствуйте! По вашему описанию больше похоже на задержку в развитии, связанную с тем, что в самом раннем возрасте у девочки пострадали мозговые структуры. Но так как в раннем возрасте мозг имеет хорошие возможности для компенсации, при правильно организованной системе коррекционных занятий у нее есть шансы догнать норму. Травма не могла повлиять на развитие. Скорее всего иллюзия что раньше развитие шло по возрасту, а потом пошла задержка связана с тем, что до года мы определяем развитие ребенка в основном по моторным навыкам (в каком возрасте ребенок начал переворачиваться, сидеть, ходить), а после 1 - 1,5 лет смотрим еще и на возможности коммуникации (взгляд в глаза, указательный и другие жесты), оцениваем понимание речи и так далее. Вот если девочка до 1,2 понимала обращенную речь - поворачивала голову в сторону папы, когда у нее спрашивали "где папа", указывала пальчиком на птичку, когда ей задавали вопрос "где птичка" и т.д., а потом перестала это делать - тогда да, действительно речь идет о регрессе в развитии. Но насколько я понимаю, это не ваш случай. Очень хорошо что у девочки есть подражание. У детей с РАС, тем более в таком раннем возрасте, я подражания никогда не встречала. Еще один хороший признак - что она понимает, когда вы ей объясняете что-то с помощью жестов. И сама она играет в ладушки, машет "пока-пока" - при аутизме такого как правило не встречается, если речь идет про такой ранний возраст. Игр с детьми быть пока и не должно, до 2,5-3 лет дети играют параллельно друг другу, если только родители не организуют совместное пребывание детей на регулярной основе. При этом у нее должны быть игры с ее сестрами, пусть пока на уровне бега, бросаний и прочего. Если не проверяли слух ребенка, очень рекомендую это сделать. Также обязательно наблюдение невролога. И пройдите диагностику у клинического психолога (нейропсихолога), имеющего опыт работы с детьми раннего возраста. Далее вам скорее всего порекомендуют занятия со специалистами (логопед, дефектолог, нейропсихолог, АВА-терапия). Если будут вопросы - пишите!
Здравствуйте ещё раз) вы правы, развитие и до года шло не со всем правильно, например, она и до года не показывала, где мама, папа и пр. Я вспомнила тот факт, что она когда начинала ходить, то шла не к нам по просьбе, а за игрушкой, которую мы держали. Такая вовлечённость в предметный мир не является признаком рас? Мы сделали ксвп (норма), были у нейропсихолога, но специалистов хороших мы не нашли, но на консультации были и нам сказали, что аутичные черты есть, но рас не видят, по крайней мере пока. Выполняет некоторые просьбы: дай бусю, иди сюда, выбрось каку, дай пульт, принеси бутылку и пр, но не всегда, но в 80-90% процентов случаев выполняет. Меня беспокоит то, что она иногда игнорирует меня, делает то, что делала и не обращает внимания на меня. Но если я заходу в комнату, то она повернется, улыбнется мне и дальше своими делами заниматься. Она очень нервничает, когда я ухожг из дома, вроде играет с игрушками, но только я за дверь - сразу хнычет и ищет. Стала наблюдать за детками: всё на горку - и она, все на качели - и ей надо залезть.подошла сама на площадке к девочке постарше , кинула ей мяч, и они начали играть в футбол, перебрасывая мяч друг другу. Но волнует то, что тяжело переключается с одного вида деятельности на другую, плачет, истерии иногда. Стала напевать за радио, иногда повторяет слова, похожие на мои. Помогает мне подметать, собирать кровать. Ходит хвостом за старшей сестрой: она на стуле рисует и Ксюше нужно залезть к ней на стул и рисовать, Даша ест, и Ксюше нужно есть тоже самое. Беспокоят истерики: возникают тогда, когда нет доступа к желаемому, но плачет недолго минуту примерно, потом успокаивается самостоятельно. Подскажите, есть ли разделенное внимание при рас? У нас оно есть, но не всегда прослеживается, например, она может зайти в незнакомое помещение и не посмотреть на мою реакцию, но мультики без меня не смотрит: нужно ей видеть, что я вижу тоже, что и она, каждые 20 секунд проверяет, поворачивается, смотрю ли я. Были на прогулке, так там девочка с коляской шла и папой. Мо Ксюша увидела коляску детскую и сразу к ней побежала. Подбежала к ним, остановилась, посмотрела на девочку, потом на ее папу, потом снова на девочку, и на папу, поняла, что девочка не даст ничего и сразу побежала ко мне. Приносит мне книги, просит, чтобы я назвала, показывает, что назвать, но сама не показывает по моей просьбе и не называет ничего. Если хочет пить, то сама возьмёт бутылку, если не сможет, то будет тянуть меня за руку или принесет пустую бутылку. Нового всего не боится, ни людей, ни одежды и тд. Занимаемся Ава терапией, работаем над имитацией, она у нас была, но теперь доводим до нормы. Подскажите, пожалуйста, похоже ли на рас???? Благодарна заранее за ответ.
Здравствуйте! По порядку отвечаю на ваш вопросы и комментарии: 1. Вовлеченность в предметный мир - да, действительно это один из признаков РАС, но только при условии, что это происходит в ущерб коммуникации. А тот факт, что ваша дочка когда начала ходить шла к вам за игрушкой, которую вы держите в руках, еще не говорит о том, что она вовлечена в предметный мир. Нельзя по одному симптому делать выводы. Если при этом она откликалась на имя, смотрела в глаза, использовала жесты - значит этот "симптом" мы не можем относить к РАС. В то же время, повторюсь, у девочки в раннем возрасте пострадали мозговые структуры, поэтому задержка в развитии вполне вероятна. 2. Тот факт, что она игнорирует 10-20% инструкций - абсолютная норма для ребенка раннего возраста. Тем более если она чем-то занята или если инструкции ей неинтересны. 3. Истерики, крики - в вашем случае это возрастная норма, тем более девочка быстро переключается и успокаивается. 4. При РАС разделенного внимания не бывает, если этому специально не обучать, тем более в таком раннем возрасте. 5. Касаемо вашего вопроса, похоже ли на РАС - ставить диагнозы не в моей компетенции, этим занимаются врачи психиатры. В таком возрасте даже на очном приеме не всегда специалистам удается определить тип нарушений. Учитывая возраст, часто специалисты говорят скорее о вероятностном процессе. В вашем случае вероятность того, что у ребенка задержка в развитии, высокая. А вероятность что это РАС - низкая. Но по какому пути пойдет дальнейшее развитие никто предсказать не сможет. Поэтому в случае, когда РАС под вопросом, я рекомендую родителям обязательно пройти медицинские обследования, и заниматься со специалистами - АВА терапия, нейрокоррекция, лфк, спорт. То есть сосредоточиться на коррекции, а не на поиске диагноза. Вы молодцы, что начали заниматься АВА. Очень хорошо, если ваши специалисты применяют денверскую модель раннего вмешательства - это несколько модифицированная АВА для детей раннего возраста, и на мой взгляд очень подходит детям с легкими нарушениями. Напишите потом, какие результаты, как развивается девочка. Успехов вам в коррекции!
Консультация психотерапевта на тему «Аутизм или зпрр СДВГ» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 28 июля 2021
О консультанте
Сайт
Подробности

Клинический психолог, детский нейропсихолог. Специалист по прикладному анализу поведения (АВА-терапия) для детей с нарушениями в развитии.

Телефон для записи: 8-925-369-91-77.