Консультации / Неврология

Синдром позвоночной артерии От жалоб до лечения

Здравствуйте, уважаемый доктор. Мужчина, 46 лет. Рост 177 см, вес 73 кг. Не курю. Алкоголь не употребляю. Травм позвоночника и головы не было. В анамнезе АГ, дислипидемия, ПМК I степени. АД в покое 110..130/70…85 мм рт. ст. Принимаю лизиноприл 10 мг, индапамид 2,5 мг, аторвастатин 10 мг. У матери ЦВБ, ХНМК, АГ, ХСНо. У отца ИБС, АГ, ХСН (после ИМ), ХБП, кисты обеих почек. У деда и бабки по отцу в возрасте старше 80 лет были инсульты (у деда – с фатальным исходом). С детского возраста укачивает в транспорте, приём препарата «Драмина» эффекта не оказывает. С подросткового - периодически случаются приступы с сильным головокружением (ощущением «проваливания»), тошнотой, многократной рвотой. С ноября по март приступы случаются чаще, чем в другие месяцы. В большинстве случаев они происходят при пробуждении утром. Значительно реже – вечером при психоэмоциональной нагрузке. Промежутки между приступами могут быть от 1 месяца (один раз) до нескольких лет. В этом же возрасте появилась небольшая сутулость. В 18 лет по направлению врача-невролога находился на обследовании в терапевтическом отделении больницы с диагнозом ВСД по гипертоническому типу, ПМК I степени. С молодого возраста снижен слух в левом ухе. Иногда, вне приступов, случались небольшие головокружения без тошноты и рвоты, обычно при переходе из горизонтального положения в вертикальное. Редко – движущиеся «искры» в глазах (при чихании, кашле, наклоне туловища). Впервые шум в (обоих) ушах появился в 35 лет, но он быстро прошёл без лечения. Шум более всего напоминает свист. Причём не монотонный, а меняющийся в доли секунды– то более высокий, то чуть пониже. С ощущением сердцебиения не связан. Примерно с этого возраста изредка возникает неустойчивость (пошатывание) при ходьбе. Это отмечали и другие люди. Примерно 1-3 раза в год, как правило, с ноября по март, ощущаю потемнение в глазах. Это обычно случается одновременно с головокружением при переходе из горизонтального положения в вертикальное. В 38 лет, во время очередного приступа, возникла светобоязнь, которая быстро прошла. С весны прошлого года шум в ушах стал значительно более частым и сильным. Три месяца назад утром при пробуждении произошёл самый сильный в моей жизни приступ (рвота была около 15 раз). Накануне вечером был стресс. В эти дни стояла неустойчивая погода с сильным ветром. АД во время приступа 110…120/70..75 мм рт. ст. Была вызвана бригада СМП, терапевт на дом. Врач СМП сказал, что мы можем отвести вас в больницу, но с вероятностью 95% вас отправят домой. Решил отказаться. Обратился к врачу-неврологу. Поставлен предварительный диагноз «Синдром позвоночной артерии?». Получил направление на дуплексное сканирование БЦА. Назначен бетагистин 24 мг 2 раза в день в течение 4 недель. Врач так же рекомендовал следить за АД. Препарат в какой-то степени уменьшил выраженность головокружений, на шум в ушах никак не повлиял. Исследование по ОМС удалось пройти только сейчас. Приёма врача ждать ещё две недели. Одновременно с визитом к неврологу обратился к оториноларингологу. После осмотра врач сказал, что снижение слуха в левом ухе «из-за сосудов» и по его части лечить нечего. В настоящее время беспокоит практически постоянный, часто сильный шум в обоих ушах, и мне это мешает. Если он исчезает на несколько часов 1 раз в 7-10 дней, то я считаю это удачей. Бывают относительно слабые головокружения (обычно при переходе из горизонтального положения в вертикальное). Иногда шум и головокружение возникают (усиливаются) при психоэмоциональной нагрузке. Если я сплю днём, то часто шум в ушах усиливается непосредственно после пробуждения. Эпизодические слабые головные боли (чаще одновременно в затылке и во лбу, редко распирающая боль во всей голове) случаются крайне нечасто. Незначительные шейные – ещё реже. 1. Буду очень признателен, если вы прокомментируете результаты исследования и сочтёте возможным дать рекомендации. Возможно, поставите какие-то вопросы для обсуждения с врачом-неврологом на очном приёме. 2. Могут ли принимаемые лекарственные препараты (недорогие дженерики российских производителей) вызывать или усиливать шум в ушах? 3. Велика ли вероятность ОНМК? Что делать, чтобы избежать сосудистой катастрофы в моём случае? Прикреплённый файл содержит результаты дуплексного сканирования БЦА.
К вопросу приложено фото
Основное что у Вас есть это астено-ипохондрический синдром, невроз. Всд конечно тоже есть. Но Вам нужно не столько сосудистая терапия, сколько лечение у психотерапевта или психиатра. Без них не справиться. И проживаете до 100 лет без инсульта, никаких оснований для беспокойства в этом плане нет. Остальные вопросы оставляю для самостоятельного поиска в интернете. Удачи.
Уважаемый Николай Владиславович, благодарю Вас за ответ! Возможно, в своём вопросе я упустил важное - подъёмы АД до 180/125 мм рт ст. в прошлом, до начала постоянной антигипертензивной терапии. К сожалению, найти в Интернете полный ответ на второй вопрос непросто. Если недорогой российский "прил" вызывает или усиливает шум в ушах, то может ли оригинальный препарат или дорогой европейский дженерик с тем же МНН не давать побочного эффекта.
На второй вопрос ответа быть не может, у каждого может быть своя реакция. Решение только одно - пробуйте оригинал. А наши препараты аналоги вообще то вполне хорошие). Про подъёмы АД в прошлом можно забыть.
Консультация врача невролога на тему «Синдром позвоночной артерии От жалоб до лечения» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 3 июля
О консультанте
Специализация
Подробности

Доктор медицинских наук по специальности неврология, профессор. Врач высшей квалификационной категории. Врачебный стаж более 25 лет.

Телефон для записи: 8 (903) 778-19-02.

Задать вопрос