Консультации / Психология и психиатрия

Проблемы с 12-летним ребёнком

Здравствуйте. У меня проблемы с ребёнком 12 лет. За последние три дня получила на него кучу жалоб: от учителей, от родителей, от тренера секции. То он девочку ударил, то плюнул кому-то на парту, то на тренировке маленьких обижает, толкает, шпыняет, то дверь в школе вышибли (мой держал дверь, не пускал одноклассника, а тот вышибал). Меня это очень беспокоит. Не понимаю, что с ним происходит. Не знаю, что делать. Раньше, конечно, тоже были изредка замечания в дневнике по поводу его плохого поведения на уроке (болтает, перебивает, комментирует) и по поводу того, что бегает на перемене. Но чтобы он кого-то обижал? Такого не было. С одной девочкой только его лад не брал, которая у него всё ломала, рвала. А так всегда с девочками ладил. Всегда учили его, что девочек обижать нельзя. Маленьких никогда не обижал. А тут… Иногда не хочет учиться, особенно по иностранному языку (хотя раньше английский язык любил). Постоянно задают учить наизусть большие тексты, и по английскому (основному языку) и по немецкому, который изучают только второй год. В голове каша. Вообще тяжело сейчас учимся. То ли сыграли два месяца дистанционного обучения, которое у нас по факту было самообучением? Ребёнок сидел дома один и делал задания. Новая тема или старая, понял тему, не понял – никого не интересовало. Сиди и делай. Хорошо, если видеоурок прикрепят, а то и без него. Знания за это время – никакие. Приходилось вечерами и классную работу, которую делал дома, проверять и домашнюю, да еще и объяснять то, что не понял. Уроки я, конечно, с него требую, чтобы всё было выучено. Учился все пять классов на 4 и 5. Но с очень большим надрывом, только потому, что я полностью контролировала этот процесс, проверяла у него уроки. Начинаешь проверять и постоянно, по всем предметам, чего-нибудь да не так. То примеры перепутает, то знаки не видит (вместо плюса ставит минус), то по русскому половину заданий не сделает (перепишет текст и всё), то по устным предметам прочитает параграф и на вопросы не отвечает. Упирается, спорит. Приходится иногда, что называется, через колено переламывать. Попыталась отпустить вожжи, так он за короткий период нахватал двойки и тройки. Поэтому как отпускать, не знаю. Пишет неаккуратно, крупно, размашисто, иногда неправильно делает соединения букв. Хотя красиво писать умеет. Однажды думала, что в тетради кто-то за него написал, а, как оказалось, это написал он (старался для своей любимой учительницы по русскому языку). Читает быстро (по технике чтения была пятёрка), но много ошибается. Многие слова читает неправильно, до конца слово не просматривает, окончания слов читает другие (часто приходится поправлять со словами "Читай правильно"). В 7 лет в качестве профилактического осмотра решили показаться невропатологу или неврологу (не помню). В ребёнке нас смущала невнимательность на уроках и еле заметное подёргивание тела (как будто его кто-то кусает). Если несёт чашку с водой, она у него выплёскивается. Если в школе у кого-то упадёт карандаш, ему обязательно надо посмотреть, у кого и что упало. После первой же консультации врач нам поставила диагноз «СДВГ». Нам назначали магне В-6, L-карнитин, гопантам, массаж и плавание. С массажем и плаванием у нас в посёлке проблема, а вот лекарства пропивали. Были в его жизни (где-то в 4-5 лет) случаи воровства. Однажды в магазине положил в карман маленького деревянного богатыря (с двух лет был увлечён богатырями (книги про них, мечи игрушечные, даже костюм богатыря на новогодний праздник в садик покупали)). Обнаружила только дома, спустя какое-то время. Вернули. Заставила попросить прощения. По истечении времени говорил, что ему за это поступок стыдно. Постоянно нам врёт. То ли боится наказания (воспитываем его в строгости, так как мальчишка). За проступки его ругаем, наказываем. В школе не врёт. Боится, что выведут на чистую воду и поставят двойку. А нам – постоянно. Сколько раз своим враньём ставил в нелепые ситуации. Бывает, выслушаю его, поверю и начинаю его защищать, а мне в ответ весь класс: «Нет, не так было. Саша виноват. Он толкнул». Поэтому уже и не верю ему. Болтает без умолку. Однако, когда обидится на что-нибудь, сидит, молчит. Значит, молчать умеет. С детства понимал только крик. Тридцать раз скажешь, не услышит. Только когда уже прикрикнешь, сделает. Мы всё это списывали на особенности, присущие знаку зодиака "Близнецы" (болтуны, непоседы, верхогляды и т.п.). Постоянно делаю ему одни и те же замечания на протяжении многих лет (ну, например, чавкать начинает). Иногда в сердцах ему говорю: «Ты у нас необучаемый что–ли?» С организацией рабочего места тоже проблемы. Постоянно на рабочем столе всё раскидано и постоянно что-нибудь валяется на полу. Наказания надолго не хватает. Другого ребёнка отругаешь, накажешь – ему на всю жизнь хватит. А тут иногда его ругаешь, а он мне про что-нибудь начинает рассказывать. Возвращаю его опять к этому разговору. Говорю ему: «Мы сейчас о чём говорим?» Повторит. Спрашиваю: «Ты понял, что поступил плохо?» Отвечает: «Понял. Больше не буду». И в итоге его хватает на несколько дней. Потом опять тоже самое делает. И ещё. Недавно зашла в Интернет посмотреть историю посещений, так как вместо того, чтобы учить уроки, сидел в Интернете. Нам, как всегда, наврал, что он не сидел в Интернете, не играл, а учил уроки. Я, для того, чтобы уличить его во лжи, и начала открывать историю посещений. То, что я увидела, повергло меня в шок. Мой ребёнок смотрел фото с женскими гениталиями и видео порнографического характера. Он сказал, что ему мальчик из класса рекомендовал это посмотреть. Я была в ужасе. Я понимаю, что когда-то это должно было его заинтересовать, но чтобы в 12 лет… Разговариваем с ним, объясняем, что хорошо, что плохо. Постоянно обнимаем его, говорим, что любим. Всегда считала своего ребёнка нормальным. В целом сговорчивый, можно убедить в чём-то, общительный, жизнерадостный, маленьких детей любит, животных любит. Только вот на людях иногда старается выпендриться и, естественно, выставляет себя не в лучшем свете. Иногда даже стыдно за него бывает. Но в последнее время он меня очень беспокоит. Скажите, пожалуйста, есть ли повод у нас для беспокойства? Муж всё это списывает на начало переходного возраста, а я считаю, что у него какие-то проблемы с психикой. Или это наш дигноз «СДВГ» такое с ним делает? К какому врачу обращаться? P.S. Ещё немного информации о ребёнке. До 1 года он у нас мог спать очень много (с 6 вечера и до утра, до 7-8 часов). У него был гипертонус мышщ. Делали массаж сами, так как живём в посёлке, детского массажиста нет. В городе показал специалист, как делать массаж, и делали. Вообще, ребёнок у нас был спокойный. Лишку не плакал. Срыгивание пищи было, но не долго. Ребёнок родился с гипоксией. Энцефалопатия. Маленький один не любил лежать, ему постоянно кто-то был нужен (не считали, что это плохо). Когда утром просыпался, нас, родителей никогда не будил, давал поспать. Любил слушать, когда ему читают книжки. Вставать начал где-то в 5 месяцев, не ползал, а сразу начал ходить, в 9 месяцев. Извините за такой длинный текст, но мне всё это кажется важным. Заранее благодарю за ответ.
Здравствуйте! Да, то что вы описали может быть как проявлением СДВГ, так и иными формами психолого-психиатрических состояний. Надо на него смотреть очно и разбираться. Для начала, посетите клинического (!) психолога.
Консультация психотерапевта на тему «Проблемы с 12-летним ребёнком» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 23 октября 2020
О консультанте
Сайт
Подробности

Врач-психиатр, психиатр детского и подросткового возраста, психо-реабилитолог проконсультирует по всему спектру психиатрических заболеваний детей и подростков.

Телефон для записи: +7-903-936-59-55.