анонимно, женщина, 48 лет
Юлия Анатольевна, доброго времени суток. У мамы началось все с болей под правой лопаткой, болей в спине (лето 2019). На тот момент она жила в деревне и боли ей снимала местный фельдшер, считая, что это остеохондроз. К этому добавились какие-то кожные болячки, появился грибок на ногтях (руках), ежедневный понос, и стал пропадать голос. В ноябре боль стала нестерпимая, обезболивающие не помогали и невозможно было поднимать руку. Я привезла ее к неврологу. Нас направили на МРТ, которое показало образование в легком. Далее мама попала в пульмонологию, торакальный хирург сказал, что нужно делать операцию, так как опухоль прорастает в грудную клетку. За несколько дней в пульм.отделении ее подготовили к операции и в итоге отпустили домой, сказали, позвонят и назначат день. Операцию откладывали три раза, причем, по непонятным причинам. Прооперировали в середине января. И тогда же нам сказали, что вероятно это рак. Направили к онкологу. Тот отправил на КТ. Повезло сделать его быстро. Далее нас направили к химиотерапевту. И именно он сказал, что у мамы рак легкого 4 стадии. Сказал, что не видит смысла в химиотерапии и что от силы осталось пару месяцев. Маму на время этого диалога он попросил выйти. Но химию все же назначил. Маме о стадии я не смогла сказать и она до сих пор ее не знает. Прошли мы всего две химии, третью не до конца, не выдержала, стало плохо. Перешли на таблетки Эндоксан (1 т в день). Когда пропили месяц, химиотерапевт сказал, что таблетки лучше подошли, что теперь к нему ходить необязательно, можно прийти к любому онкологу за рецептом. Второй раз я пришла к онкологу, он выписал рецепт. 30 июня нужно было получать очередную дозу таблеток. И вот вызывает меня врач и начинает говорить мне про смерть мамы. Рассказывать, какой она может быть, что мама или уснет и не проснется или у нее будет внутреннее кровотечение и тогда смерть будет "фееричной". Что он имел ввиду, я не знаю, а спрашивать не было сил. В голове только стучало, как сказать маме о том, что таблетки не выписали. Сказала, что врач сделал перерыв на месяц. И вот месяц подходит к концу. Мама надеется на лечение.
Немного о ее состоянии.
После операции и после первых двух химий было очень плохо. Постоянные боли в груди и под лопаткой. Причем, пока мама лежит, то сильно не болит, но стоит ей встать или сесть, то накатывает сильная боль, чуть ли не разрывная. Тогда мама пила таблетки трамадол и мы делали обычные обезболивающие. От таблеток состояние ухудшалось и мы их прекратили пить, перешли на уколы трамадол. Но интенсивность боли с каждым разом нарастала и нарастает. Случился болевой приступ, вызвали скорую и маме сделали морфин. В итоге перешли на морфин уколы. После морфина мама стала ходить и даже выходить со мной гулять. Но с каждым разом приходилось делать уколы чаще. Сейчас у мамы получается такой прием: в день три таблетки морфина (мст 60 мг), один-два укола морфина, два-три укола трамадола, пластырь фентанил 100. Ходить она не может, потому что стоит ей подняться, тут же начинает нарастать боль. Болит у нее постоянно. Я вижу украдкой, как она лежит и качается, терпит, чтобы не делать уколы еще чаще. Сегодня сказала, что она стала ощущать боль вдоль позвоночника. Другое состояние - есть как обычно, вес не теряет, голос не пропадает. К нам каждую неделю ходит терапевт. Хрипов нет, давление в норме. Сильные запоры, это от морфина, пьем гуталлакс, и мама ставит микроклизмы.
Юлия Анатольевна, я написала все, чтобы была общая картина. Сказать про 4 стадию маме я не смогу. И признаться, я в отчаянии. У мамы правда все так плохо, что нет смысла даже в таблетированной химии? Я планирую в конце месяца пойти к онкологу, какому-нибудь другому, но я боюсь, что мне откажут в рецепте. Не знаю даже, что сказать врачу, как аргументировать. Мне кажется, что на маму махнули рукой еще до операции. И еще я не знаю, как помочь ей купировать боль, если такие дозы морфина не помогают. Или же неверно подобрана помощь.
Я прикрепляю все выписки. И еще анализы. Юлия Анатольевна, что мне делать или что можно сделать?
Отвечает Понкратова Юлия Анатольевна
онколог-химиотерапевт
Здравствуйте. Обезболивание хаотичное, так нельзя. Во-первых, нужен специалист по обезболиванию. Смотрел ее специалист паллиативной медицины? Я вижу, у вас в Тамбове есть частный центр паллиативной помощи. Может, узнать, что там и как, и обратиться за подбором обезболивающей терапии? Во-вторых, нужен радиолог. Чтобы он посмотрел, можно ли облучить эти очаги деструкции, которые болят, также с обезболивающей целью. А, может, даже и не с обезболивающей, а полноценную химиолучевую терапию.
анонимно
Здравствуйте. Нет, маму никто не смотрел. Дозу морфина нам подбирала зав поликлиникой. Уколы на прорыв, а таблетки одну-две в день. Но так не получается. Боль всегда, и усиливается при движении.
В центр обращусь, а вот радиолог не думаю, что придет на дом. Привести же маму на прием я не смогу. Завтра хочу прийти на прием к онкологу, но уже чувствую, что меня слушать даже не будут.
Понкратова Юлия Анатольевна
Радиолог не приедет, конечно. Но если удастся нормально обезболить, она и сама, может, до него дойдет. Ее состояние и постельный режим, как я понимаю, в основном обусловлены болью. Скорее всего, нужно добавлять к основной противоболевой терапии прегабалин или габапентин, или амитриптилин, увеличить морфин, может. В общем, подумать как-то. И не за один раз, возможно. Подбор терапии осуществляется не за один раз. Если не помогает, нужно обращаться повторно.
анонимно
Юлия Анатольевна. По обезболиванию я поняла. Буду делать все возможное, что будет мне доступно. Меня мучает еще вопрос. Вы мне скажите, правильно поступил онколог, не выписав противоопухолевый препарат? Если да, то я просто к нему приду, покажу мамины анализы. Но, если ей все же можно еще их выписывать, то тогда уже я буду просить. А так не знаю что придумать и сказать потом маме.
Понкратова Юлия Анатольевна
Честно говоря, эндоксан в данном случае типа плацебо. Поэтому с одной стороны рассчитывать на эффект и для этого очень стараться смысла вроде как нет. Только если с точки зрения психологического комфорта мамы. Его можно и купить самим в аптеке, если что.
Анализы у нее неплохие. С чем связано ее состояние, в связи с которым отказали в лечении, заочно определить невозможно. Но мне кажется, что в основном с болями. Опухоль видимо прорастает нервный пучок на плече и вызывает такие боли. Это как рак Панкоста. Распространенность опухоли небольшая. А вот боли локально из-за прорастания бывают даже очень сильные. С паллиативным специалистом можно еще обговорить возможность блокад или каких-то еще методов обезболивания типа этого. Или самим поискать, кто там поближе занимается такими блокадами у вас.
Ответ опубликован 25 июля 2020