анонимно, женщина, 38 лет
Здравствуйте! Очень переживаю, т.к. вижу отличия в поведении моей дочери и других детей.
Из истории развития: беременность со стимуляцией, протекала хорошо, роды пкс на 41 неделе (из-за особенностей моего таза), дочка родилась весом 3130, рост 52, Апгар 8/9. В первые месяцы много кричала, животик, лактазная недостаточность, ГВ до сих пор (на сон) + прикорм, ест всё, интересуется едой в моей тарелке (даю). Комплекс оживления, улыбка к месяцу, за игрушкой следила. Села в 7, в 7,5 поползла, в почти 8 всала, в 10 мес пошла.
Что имеем сейчас, в 11 месяцев: улыбается в ответ на улыбку, смотрит в глаза, но когда я близко - бывает, что отворачивается. Увидела у меня в ухе сережку - так прям с силой отвернула моё лицо, чтоб ее рассмотреть. Также было когда я надела майку с котом - убирала мое лицо, чтоб рассмотреть этого кота (это нормально?). Вообще очень внимательна к мелким деталям - пуговицы на одежде, узоры, стазики, очки - впечатление, что всё это интересует ее намного больше, чем лицо человека, с которым она близко находится. Издалека или с некоторого, даже небольшого, расстояния в глаза смотрит, не отворачивается, улыбается. Очень привязана ко мне. Радуется при встрече, тянет руки, улыбается, при расставании может заплакать, стремится оказаться у меня на руках очень часто, ходит хвостиком. К другим близким тоже хорошо относится - папа, бабушка, дедушка, но меня как маму выделяет особо. Играет в ку-ку, находит меня, но сама не прячется.
Гулила, лепетать стала месяцам к 7, очень активно лепет прорвало в 9. К настоящему времени появилось "мама-мамамам", иногда вижу, что обращено ко мне, иногда как эхолалия, когда кто-то говорит мама. Других слов пока нет, иногда вроде "ав-ав" или "ава" на собаку. Понимает многое, знает названия предметов, если прошу показать что-то из домашней обстановки или на улице, что она знает, - показывает. Это началось недавно, в конце 10го месяца, до этого искала предмет взглядом. Показывает всей рукой, оттопыривает указательный палец, но остальные пока не складываются в кулачок. В книжках любит рассматривать картинки, слушать сказки, но не показывает, в отличие от пространства, любит переворачивать страницы. Из жестов еще есть "на ручки" - подходит, прижимается, тянет руки вверх, иногда заглядывает в глаза при этом, иногда нет. Всегда всей позой показывала готовность, чтоб ее взяли. Есть жест "нет" - когда наелась, отодвигает ложку и морщится. Если что-то хочет, показывпет пока не всегда, чаще пытается достать сама. Может самые простые просьбы выполнить: иди сюда, дай-на (если на руках или коленях сидит, если хрдит, то не подойдет и не даст), выброси подгузник (если опять же на рукахи держит его).
Что настораживает: особые предпочтения в играх - стремится брать всегда два предмета в одну руку. Два колечка от пирамиды, два кубика, два камушка, две формочки, пытается их приладить друг к другу, и нести вместе (пока не потеряет). Кольца от пирамиды таким образом вместе надевает на палочку. Знает как ставить кубик на кубик, но больше в последнее время стремиться из взять два и ходить. Если берет одну игрушку, предмет - рассматривает, потом грызет. Достает свои шорты, носит их за шнурок, который на поясе вдет. То же самое с панамкой - носит за собой ее за завязку. Шнурочки, веревочки любит, тянется к проводам (не разрешаем). Любит бусы, носит, грызет. Делает это с каждой вещью недолго, потом бросает, потом может снова найти. Мячик катает или бросает недолго, машинку может покатать, потом переворачивает, начинает рассматривать детали, бирки, этикетки. К этикеткам и биркам была вообще страсть, как только на живот перевернулась, сейчас вроде отпустило слегка, но каждый винтик, ручечку, наклеечку нужно потрогать, хотя до этого 100 раз уже трогала. Пылинку на полу потрогает, капельку размажет ( большим пальцем в основном), пульты, кнопки любит. Недавно только появился пинцетный захват, до этого только большим пальцем все трогала. Куклу рассматривает, трогает глаза, уши, потом грызет. Сюжетов пока нет. Подолгу ничем сама не занимается, берет, потом бросает. Любит прилаживать крышки к банкам и бутылкам, пока не закручивает, просто составляет вместе, сжимает. Еще стучит - предмеоом об предмет или об пол. Делает практически одно и то же изо дня в день. Сейчас на даче - обходит дом, трогает бочки, кустики, цветочки, заборы, замки каждый день одно и то же.
В ладушки, сороку не играет. Пока-пока жест не делает, хотя показываю очень давно. Не повторяет, не имитирует. Хотя вот недавно пыталась одеть мои кроссовки, вставить в них ногу. Очень внимательно следит за ногами! Обувью, кто как ходит. Фанатеет от ступенек, вот этим может очень долго заниматься, залезать и слезать с них, спускаться еще не умеет, нуждается в помощи, веселится от этого занятия. Залезает на диван, слезать тоже пока не научилась, хотя показываем. Нравится ей преодолевать препятствия, перелзать через пороги.
Очень ей нравятся велосипеды и самокаты! Увидит из окна или на улице - восторг! Пока не могу понять, смотрит ли в целом или на колеса. Пошли в гости к соседям по даче впервые, так там через несколько минут увидела велосипеды, пошла их рассматривать, не побоялась отойти от меня довольно далеко. Незнакомых людей побаивается, хотя некоторым сейчас начала улыбаться, замечаю, что подолгу на людей не смотрит, но держится рядом со мной в основном при чужих или просится на руки. С 5,5 месяцев брать на руки могли только знакомые люди, у незнакомых - истерика.
На имя отзывается практически всегда, поворачивает голову, смотрит в глаза. Понимает, куда и на что я показываю пальцем, может даже и без пальца смотреть, если видит, что я куда-то смотрю или о чем-то говорю. Оборачивается на звуки, голоса. Восторг на улице вызывают животные - кошки, собаки, голуби, пытается их схватить, потрогать (еще свою силу не рассчитывает, не гладит, а хватает). Может орать или визжать если что-то не по ее, или не беру на руки. К детям пока особо интереса нет, потрогает, станет рассматривать как предметы - детали одежды, игрушки. Больше заинтересует велосипед-коляска, чем сам ребенок. Еще любит трогать замочки, подойти к своей коляске и начать прилаживать застежки ремней.
На прогулке, если просто сидит в коляске, как я понимаю может быстро устать, ей становится скучно, нужно всё трогать, показывать, иначе начинает раскачиваться и голосить а-а-а (аутостимуляция?) Или проситься на руки.
Вот собственно описала ее поведение, вроде бы и ничего особенного, но что-то настораживает меня однообразие ее игр, раскачивания, отсутствие повторений движений за взрослыми и речь, видимо, уже немного тормозит? Прошу взгляда со стороны.
Отвечает Зайцев Илья Дмитриевич
психиатр, эпилептолог
Добрый день!
Вы не описываете аутистических черт.
Наслаждайтесь материнством, попереживать еще успеете.
С уважением, Зайцев И.Д.
Ответ опубликован 7 июля 2020