анонимно, мужчина, 2 года
Подскажите пожалуйста. Ребёнку 1.7 года, мальчик. Не реагирует на имя, а также на обращения в его сторону. Например, покажи маму, покажи папу и т.д. нет реакции, словно не слышит. Когда видит родителей радуется и бежит к ним. Если нужна вещь, и он не может её достать начинает плакать, не показывая, что хочет есть или спать начинает плакать. С чужими остаётся спокойно, любит животных, гулять. Часто смотрит мультики.
Когда проходили плановые обследования в больнице в 1.5 сказали, что для мальчиков нормально, когда они не говорят до 2-х лет, но я в этом не уверен. Даже если не говорит, но маму папу уже пора показывать. Слух в роддоме проверяли, говорят слышит, но есть сомнения)
Посоветуйте, как поступить дальше, какому специалисту его показать?
Отвечает Никитина Анна Викторовна
детский нейропсихолог
Здравствуйте!
У мальчика явно есть нарушения в сфере коммуникации (нет реакции на обращенную речь, в частности, отсутствует отклик на имя; нет указательного жеста). Если при этом мальчик редко смотрит в глаза для того, чтобы отследить вашу реакцию на какое-либо событие, или с целью просьбы (увидеть, смотрите ли вы на него, понимаете ли, о чем просит), если у него отсутствует совместное внимание, то мы можем подозревать риск РАС (расстройство аутистического спектра). Почему риск - потому что в таком возрасте очень сложно разграничить задержку в психоречевом развитии от аутизма. Отличия становятся заметны в более позднем возрасте, как правило около 2-2.5 лет. При аутизме появляются стереотипные интересы или движения, действия, а отставание от сверстников в социальной и коммуникативной сфере становится еще более заметным. При задержке в развитии постепенно улучшается сфера взаимодействия с другими людьми, но остается задержка в речевом, психоречевом развитии.
По поводу специалистов. В первую очередь, посетите невролога, чтобы исключить нарушения в работе головного мозга. Возможно потребуется помощь остеопата. Чтобы поставить или исключить диагноз, ребенка возможно нужно будет показать врачу-психиатру. Но независимо от диагноза, мальчику нужны коррекционные занятия, в первую очередь АВА (прикладной анализ поведения), в адаптированном для его возраста варианте (по денверской модели раннего вмешательства).
Если будут вопросы - пишите!
Ответ опубликован 13 мая 2020