анонимно, женщина, 30 лет
Здравствуйте, Анна Викторовна. Пишу в надежде, что Вы ответите. Сын ему 2.2 года. Родился естественным путем на 38 неделе, 8/9 по Апгар. Болели желтухой , имеется диагноз РЭП и темповая задержка речи. Гипертензионно гидроцефальный синдром (увеличение боковых желудочков мозга). Принимали в младенчестве (диакарб и аспаркам, магне В6). Речь - мама, папа обращенно говорит, пытается говорить бабушка. Может говорить: мама встань, иди. Если хочет чай говорит чаа, если хочет яблоко, то говорит «яя», банан / ба , арбуз - бу, машина брр, если видит тетю или дядю, то говорит дядя и тетя, корова «мвуу», собака «ыыв» , если видит себя в зеркале говорит «Теюм» (но это редко). На вопрос да отвечает, на нет может путать , может говорить да. Стал ходить иногда на цыпочках (но у нас плоско вальгусные стопы). Сам кушает ложкой и пьёт, в горшок ходит сам, сам садится и делает дела (если одеть памперсы, то в них сидит, не снимает). Но свои физиологические дела нам не сообщает, идет садится на горшок. Если вечером уложить спать, то нас обманывает, говорит «па, кака» и держит подгузник и показывает, что хочет в туалет, но если посадит на горшок , то убегает. Игры в основном играет маленькими машины ложит в грузовик большой машины, может играть пистолетом в стрелялки. Ролевых игр сам не проявляет, только по моей просьбе будет уложить спать куклу, мыть, дать покушать. С карандашом любит ходить, но если сказать марай на бумаге, то будеть чиркать. С детьми только на первых парах будет играть, смеётся и бесится, потом надоедает . Но мы детей видели пару раз в жизни, но у нас есть второй сын 6 мес, раньше он на него обращал внимания, а сейчас как бы «похолодел» к брату, может только по просьбе целовать и гладить, качать кроватку. Сам приносит нам мячик иногда, чтоб поиграли. Всегда меня садит на пол, и заставляет играть в маленькие машинки. Указательный жест есть, совместное внимание тоже. На улице замечет людей, животных и птиц, машин. Если что- то даёт в руки, то говорит «на». С людьми здоровается за руку, прощается если напомнить. Свои умелки по просьбе показывает. Что волнует: речь слоговая, если что то хочет, то нас заставляет выполнять. Путает да и нет, короткий глазной контакт, не особо играет с детьми, отсутсвие ролевых игр, капризы. Всегда хочет на улица , тащит свою куртку, сам только начинает одевать носки и снимать трусы. Ходьба на цыпочках. Любопытный. Боится с младенчества звука фена, и прочей бытовой шумящей техники, боится темноты. Похоже ли это на аутизм? Заранее благодарю.
Отвечает Никитина Анна Викторовна
детский нейропсихолог
Добрый день! Судя по вашему описанию, ключевых для постановки диагноза аутизм симптомов у мальчика нет. Самые основные симптомы - это нарушение коммуникации, социального взаимодействия, а также стереотипные интересы и/или действия. С коммуникацией у него все хорошо - есть указательный жест как в качестве просьбы, так и в структуре разделенного внимания. Есть обращенная речь - он зовет вас "мама", "папа". Есть глазной контакт. Интересы также у него разнообразны, какой-то зацикленности в описании не нашла. Поэтому вероятнее всего аутизма у мальчика нет.
Теперь по поводу ваших переживаний. В таком возрасте в сюжетно-ролевые игры дети чаще всего играют, если рядом есть взрослый, который помогает эту игру организовать. Самостоятельные сюжетно-ролевые игры начинаются в более старшем возрасте. Касаемо игр с другими детьми - в таком возрасте дети еще не умеют взаимодействовать друг с другом. Исключение - если в семье несколько детей, или ребенок посещает ясли. А вот после 3-х лет ребенок уже должен тянуться к сверстникам, включаться в их игру, повторять за ними. Ходьба на носочках и боязнь фена могли бы быть отнесены к симптомам аутизма, если бы у мальчика были нарушения коммуникации. Без нарушения коммуникации все эти симпотомы не могут быть определяющими. Боязнь фена и других громких шумящих приборов встречается у детей очень часто. А ходьба на носочках вполне объясняется ортопедическими проблемами, на которые вы указали.
По поводу речи - сейчас задержка, даже если есть, очень незначительна, так как ему чуть больше 2х лет. Но учитывая, что были определенные нарушения со стороны нервной системы, можно ожидать, что с развитием речи действительно будут сложности. И ваша задача - помогать головному мозгу дозревать так, чтобы эту задержку минимизировать или исключить. Для этого рекомендую как можно чаще бывать на свежем воздухе, гуляя по возможности в любую погоду; занятия в бассейне с тренером; занятия на шведской стенке, прыжки на батутах, и как можно больше движения в целом; занятия на мелкую моторику, в том числе пальчиковые игры (перебор пальцев) со стишками; логоритмические упражнения; массаж, в том числе массаж пальчиков рук кольцами су-джок.
Когда ребенку будет 3 года, можете показать его нейропсихологу.
Если есть вопросы - пишите!
Ответ опубликован 13 апреля 2020