Консультации / Психология и психиатрия

Ребенок 5 лет аутичные черты

Здравствуйте! Ребенку 5 лет. С раннего детства замечала у сына отдельные черты аутизма, не было контакта с другими детьми, мог подолгу складывать книги в ровные стопки, выстраивать машинки в аккуратные ряды. После 5 лет симптомы усугубились, практически не выходит гулять, только если пообещаю что-то купить, каждый раз когда надо выйти из дома истерики , навыки самообслуживания очень скупые, плохо и долго ест ложкой, плохо рисует, плохо одевается, очень болезненно воспринимает перемены в обстановке, может по нескольку дней плакать по часу-два из-за того что поменяли люстру в комнате или дверь в подъезде покрасили, аппетит очень плохой. не реагирует на обращенную речь, как будто не слышит, постоянно переспрашивает, охотно разговаривает только на интересующие его темы. Не скажет как прошел день, что ел, что пил и т.д.Стал бегать кругами по комнате, агрессивен. Сюжетные игры присутствуют, нужно чтобы я постоянно была задействована в его играх, ждет одобрения и похвалы, с детками играет если только один на один, если деток много замыкается. Постоянно трогает верхнюю губу. Небольшая задержка речи с 2х лет. Аппетит плохой. Садик посещает с большой неохотой, с детками почти не общается, воспитатели стали жаловаться что на занятиях "выпадает", замыкается в себе. На утренниках просто стоит и молчит, хотя в раннем возрасте пел и танцевал, стал плохо рассказывать стихи. Невролог отклонений не видит, говорит что есть отдельные черты аутизма, которые в норме могут быть у здорового человека. Психолог ставит ЗРР, дизартрия?, дизлалия. Помогите пожалуйста, переживаю за сына в плане дальнейшего развития, социализации, познавательный интерес очень снижен. Как я могу ему помочь? Он все время в своей скорлупе, из которой его не вытащить
Здравствуйте! Судя по вашему описанию, у мальчика действительно расстройство аутистического спектра. Не черты, а именно аутизм. На это указывают два основных симптома - 1)нарушение коммуникации и социального взаимодействия; 2)стереотипные интересы. Остальные симптомы, которые вы указали, также свидетельствуют в пользу аутизма, хотя и не являются определяющими (страх нового, неизвестного; ограниченный рацион питания; плохая моторика) Если при этом у него достаточно высокий интеллект, развита речь, можно говорить о нарушении, которое носит название синдром Аспергера. Хотя в последнем классификаторе болезней синдром Аспергера также отнесли к аутизму. Подробнее про синдром Асперергера можете почитать здесь https://aspergers.ru/taxonomy/term/54 Со всеми описанными вами трудностями можно и нужно работать. Несмотря на то, что подходов к коррекции аутизма достаточно много, научные доказательства эффективности имеет лишь один - Прикладной анализ поведения или АВА. В идеале с ребенком должен заниматься специалист, но учитывая текущую ситуацию с карантином, многие Центры, включая наш, перешли в режим дистанционной работы - АВА-кураторы консультируют родителей, рассказывая и показывая, что и как нужно делать. Работы вам предстоит очень много. Нужно выбрать несколько самых важных направлений, прописать цели, разбить каждую цель на маленькие шаги, и работать, отслеживая результат. Именно так строится работа в АВА. Если у вас есть вопросы, пишите!
Анна Викторовна, спасибо Вам большое за отклик и подробный ответ! Подскажите пожалуйста есть ли у таких деток шанс полноценной жизни в социуме? Все психологи, у которых мы были , говорят что сынок умный и хороший мальчик, никто не видит никаких проблем. Как вы считаете, можно ли родителям самостоятельно заниматься с такими детками? Во многих ситуациях не знаю как себя вести
Когда речь заходит о прогнозе адаптации к социуму, нужно в первую очередь оценить текущий уровень развития социальных навыков ребенка - чем они выше, тем соответственно лучше прогноз. Судя по тому, что специалисты не видят нарушений, у вашего сына уровень достаточно хороший, а значит и шансы адаптироваться высокие. Следующий момент, который играет значительную роль, когда мы говорим о прогнозе - это насколько будет правильно организована помощь вашему сыну. Речь идет о правильной постановке целей, над чем вы будете работать. Например, учить таких детей математике цель хорошая, нужная, но не приоритетная. Потому что дети, у которых есть трудности в овладении счетными операциями могут иметь друзей, могут рассказать о своих переживаниях близким, и в целом адаптированы. А дети с РАС, несмотря на высокий интеллект и умение хорошо считать, писать и пр., могут быть совершенно чужды миру людей и не владеть элементарными навыками ведения диалога. Поэтому правильная постановка целей в зависимости от тех дефицитов, которые вы наблюдаете, есть первый ключ к успешной коррекции. Вы можете завести дневник наблюдений, в который будете записывать все те трудности, с которыми сталкивается ваш сын, и все то, что, по вашему мнению, отличает его от сверстников. Этот дневник наблюдений поможет вам и вашему специалисту верно выстраивать коррекционный маршрут. Помимо этого специалист должен провести тестирование имеющихся у ребенка навыков, выявить его сильные и слабые стороны, понаблюдать за его поведением. И после этого составить индивидуальную программу коррекции. И последний момент, который касается прогноза - это вовлеченность родителей в процесс обучения ребенка навыкам. В моем опыте наилучших результатов достигали дети, чьи родители были включены максимально, с точностью выполняли рекомендации специалиста. Касаемо вашего вопроса, можно ли родителям заниматься самостоятельно - да, можно, но обязательно нужно консультироваться со специалистом. Первое время консультации должны быть достаточно частыми, не реже раза в неделю. Затем можно переходить в более разреженный режим, примерно раз в две недели. Помимо работы в рамках АВА очень рекомендую на регулярной основе посещать занятия в бассейне и по возможности занятия спортом. Физическая активность очень хорошо влияет на головной мозг
Консультация психотерапевта на тему «Ребенок 5 лет аутичные черты» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 14 апреля 2020
О консультанте
Сайт
Подробности

Клинический психолог, детский нейропсихолог. Специалист по прикладному анализу поведения (АВА-терапия) для детей с нарушениями в развитии.

Телефон для записи: 8-925-369-91-77.