Консультации / Логопедия

Речевое развитие ребёнка

Здравствуйте! Ребёнку 2 года 10 месяцев. Первые слова появились в 9 месяцев. Сейчас говорит предложениями, в том числе сложноподчинёнными. Не всегда правильно склоняет слова (что-то вроде «окно красивая» или «много окнов»). Знает своё имя, фамилию, отчество, имена родителей и родственников, название своего города. Изредка начинает говорить предложение и вроде будто отвлекается, повторяет несколько раз начало фразы, бывает, что так и не заканчивает и убегает чем-то своим заниматься, если переспрашиваю, может остановиться, но заканчивает фразу не всегда. Больше беспокоит звукопроизношение: буквы ш и твёрдую с заменяет на ф. Буквы ж и з говорит нечетко, как будто сквозь зубы. Мягкую з говорит хорошо в разных позициях. Р и л обычно глотает, раза три слышала, как правильно говорил («до встречи», «ёлочка»), в словах «вилка», «полка», «тарелка» букву л говорит как что-то среднее между л и н, в словах вроде «колонна», «молоток» просто пропускает, в конце слова л говорит нормально, но не всегда четко (пол, стул, стол). Мягкую л либо глотает, либо в слове «только», например, говорит то как н, то как й (тойко). Букву в и мягкую, и твёрдую говорит нечетко, мягко, что ли, ее слышно, но тихо. И ещё есть проблема с буквой х. Раньше в 2,5 года в словах «хочу», «хороший» говорил «кх», а в слове «хомяк» мягкую с («сямяк»), правильно сказать не получалось, хотя пытался, когда я повторяла следом за ним, в слогах при этом и в других позициях говорил нормально. Сейчас стал заменять на среднее между ф и х, будто рот не открывает достаточно, когда говорит, а в слове «хочу» и склоняя его иногда пропускает х (ачу), если я повторяю за ним, сам исправляется и говорит правильно все слова с буквой х (хороший, хочу, хомяк). Новые слова с х в начале говорит правильно (хорёк, например), но длинные, вроде слова «хамелеон» опять путает с ф, но может исправиться. Стала чаще говорить эти слова последние дни, иногда самостоятельно стал говорить правильно в предложениях, но чаще забывает. Слова со стечениями согласных тоже не все удаются («открыть» без р говорит нормально всегда, а в слове «смотри» иногда теряет м (получается «фот’и» или «фмот’и»). В целом говорит понятно, незнакомые и малознакомые люди его хорошо понимают. Очень эмоционально, выразительно разговаривает, меняет интонацию, темп, громкость по ситуации. Книги читаем, учим стихи, стихов знает много, но на публику редко рассказывает, стесняется, больше мне и папе. Моторику развиваем. Зубы у него с запозданием все выходят, возможно, это тоже влияет: в 1,10 вышли 10 зубов за месяц, сейчас до сих пор нет 4 жевательных оставшихся, пьём кальций по совету врача и ждём. Из-за этого до прошлой осени не получалось полноценно есть твёрдую пищу, ел, но не все и понемногу (дёснами не получалось как следует жевать), с прошлого года постепенно перешли на твёрдую пищу, сейчас ест все, грызёт фрукты, но особо твёрдые, вроде моркови, разжёвывает до состояния как на терке натерто и выплёвывает. Котлеты, яблоки, картошку кусочками ест нормально. Поясните, пожалуйста, нормально ли такое звукопроизношение в его возрасте и нужна ли сейчас помощь логопеда?
Здравствуйте. Звукопроизношение, описанное вами, соответствует возрасту. Нормы появления звуков. Примерно к 6 годам у ребенка должны появится все звуки. Чуть раньше, чуть позже, — разумеется, возможно варианты. Но в среднем все происходит так: — 5-6 месяцев. Возникают первые цепочки слогов: «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «бу-бу-бу». — 10 мес. +. Появляются попытки подражать речи взрослых, которые иногда заканчиваются первыми словами. — 1-2 года. А, О, Э (гласные), П, М, Б (губные согласные). — 2-3 года. И, Ы, У (гласные), Ф, В (губно-зубные), Т, Д, Н (переднеязычные), К, Г, Х (заднеязычные), Й. — 3-4 года — С, З, Ц, ЛЬ (свистящие). — 4-5 лет — Ш, Ж, Ч, Щ (шипящие). — 5 – 6 лет — Л, Р (соноры). Дети до трех лет смягчают согласные звуки, и это норма. А также заменяют звуки на более лёгкие по артикуляции.
Консультация врача логопеда на тему «Речевое развитие ребёнка» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 30 сентября 2019
О консультанте
Специализация
Подробности

Учитель-олигофренопедагог, учитель-логопед, психолог (с присвоением квалификации "Магистр психологии").