Консультации / Психология и психиатрия

ЗПРР или РАС

Здравствуйте, уважаемый доктор! Сыну 2,2 года, родился в срок, возможно была небольшая гипоксия (зеленые воды), но в дальнейшем проблем со здоровьем не было. Сел, пошел в срок, долго бегал на четвереньках. Прививки сделаны все по календарю, ярко выраженных реакций не было, только на последнюю АКДС (импортную ацеллюлярную) была температура около 38 несколько дней. На данный момент: 1) Есть указательный жест, иногда показывает пальцем, иногда может всей рукой с растопыренными пальцами. Примерно до 2 лет обозначал жестом свои нужды, в последнее время показывает и что-то интересное в том числе (рыб в аквариуме, мыльные пузыри на улице и т.д.). Но это не очень часто по сравнению с другими детьми, которые постоянно что-то показывают. 2) Есть глазной контакт, на имя откликается хорошо, если ничем не занят, если смотрит мультик - не дозовешься. Смотрит за моим указательным жестом. Считывает и другие сигналы. Если сказать ему без жеста "Эй, смотри!", будет искать взглядом предмет. 3) Начал неплохо понимать обращенную речь. Выполняет простые просьбы без подсказки жестом: включи свет, выбрось мусор и т.п. Может кое-что принести по просьбе, но это скорее исключение, обычно не носит. Спрашиваю у него, например, где трактор, - покажет пальцем. Попрошу, чтоб принес его мне, проигнорирует, мол, ноги есть, сама сходишь. Вообще пассивный словарь неплохой, показывает в книге картинки (в т.ч. сюжетные). 4) Играет с игрушками по назначению, хотя игры довольно примитивные. Очень любит катать машинки по всем поверхностям. Пассажиров не сажает, ничем не нагружает. Плюшевые игрушки гладит и что-то им мурлычет, как будто они живые. По настроению может поиграть в чаепитие, но только по моей инициативе. Вообще практически всегда что-то отличное от катания машин или бросания мяча инициирую я: собрать конструктор, доску с вкладышами, сделать "ежиков" из спичек и пластилина и т.п. Прекрасно может играть один, меня в игру не зовет, но обязательно нужно, чтобы кто-то был в комнате. Немного поиграет, потом подбежит, заберется на колени, обнимет и опять убежит. Любит играть в прятки, ку-ку, догонялки. 5) Не так давно начал активно имитировать (хотя простейшая имитация и раньше была, например, передразнивал как кто-то кашляет). "Разговаривает" по телефону, пылесосит, моет пол, протирает тряпочкой, поливает цветы. Мимику и жесты тоже копирует: посылает воздушный поцелуй, высовывает язык, играет на губе, машет руками и т.п. 6) На детской площадке активен, тянется к детям. Если во дворе никого нет, будет скучать. Подражает детям, научился всяким опасным штукам от старших: съезжать с горки на пузе или кататься на качелях стоя. Периодически спонтанно может неуклюже обнимать/целовать детей, раньше еще и толкал, сейчас прошло. Вообще во время игры на улице он автономен, меня привлекает только, чтобы помогла забраться куда-нибудь, но внимательно следит, чтоб я никуда не делась. 7) Любит животных, особенно собак. Сегодня не усмотрела - полез к спящей дворовой собаке, она на него гавкнула, испугался, заплакал. Но через 20 минут опять полез гладить. Нравится гонять и кормить голубей или уток. 8) К большинству взрослых относится нейтрально или с опаской, на руки кроме нас с мужем ни к кому не пойдет, даже к бабушкам. Если с малым незнакомая женщина начнет заигрывать, будет прятаться за меня и стесняться. Не особо жалует гостей. 9) Очень тактильный ребенок, в младенчестве снять с рук было большой проблемой, сейчас тоже периодически требует на ручки. Жалуется адресно: если упал - бежит жалеться, если я его обижаю - бежит в папе, если папа - ко мне. 10) Освоил горшок, если хочет по нужде, приносит мне его. Кушает преимущественно сам, хотя еще не очень уверенно: ложкой ест вязкую кашу, вилкой я помогаю накалывать. Но если я не буду настаивать на вилке, не постесняется брать те же макароны руками. 11) Особых предпочтений в еде нет, накормить не проблема. Хорошо жует. 12) Ритуалов, каких-то кучкований и выстраивания в ряд не замечала. Раньше мог на железную дорогу поставить ряд машин и пробовать за последнюю машину весь этот ряд толкать - я так поняла, что поезд. 13) Гиперчувствительности к звукам и прочим сенсорным раздражителям нет. 14) Самая большая беда на сегодняшний день - очень слабая речь, хотя прогресс есть. До 2 лет вообще практически никакого диалога не было, было только категорическое отрицание, если совсем был с чем-то не согласен. Сейчас может ответить "да", но иногда просто бежит делать. Хочешь кушать? - бежит на кухню. Появилось мотание головой. Но на многие вопросы просто не отвечает. Думаю, что это и-за слабого еще понимания речи. Например, вопрос нравится/не нравится не понимает. Достижение последних дней - начал по просьбе озвучивать животных. Я чуть не упала - буквально одним днем пришло и он мне всех показал: и мышку, и собачку, и змею и многих других. Нет обращений "мама" и "папа". Есть универсальный слог "ма": ма и тычет пальцем, ма - подойди/помоги/подсади/подтолкни. Но сын очень разговорчивый, много лепечет, но не адресно, в никуда, как бы ведет диалоги сам с собой. Иногда пищит, вокализирует. Понимаю, что ребенок отстает по речи, с этим мы обращались к неврологу, пьем ноотропы и усиленно занимаемся. 15) После 2 лет начал ходить на носочках, раньше такого никогда не было. Но ходит так не постоянно, периодически становится на всю стопу. Походка немного странная иногда становится, как будто пружинящая, иногда скачет вприпрыжку. Вообще он передвигаться предпочитает бегом. Много какой-то бестолковой жестикуляции. Она не то чтобы какая-то чересчур навязчивая, просто другие детки более собранные, что ли. А мой сына часто не знает, куда руки деть. Иногда бывает непонятное мотание головой, типа жест "нет", но ни к кому не обращенно. Скажет что-то сам себе на своем, потом мотнет головой, типа сам себе ответил. Но во время таких "разговоров" он не отключается, позовешь - сразу посмотрит, улыбнется. Записаны еще раз к неврологу. Как вы думаете, проблема сугубо неврологическая или к психиатру тоже нужно? Не похоже ли на аутизм? Заранее спасибо за вашу работу и извините за много текста!
Здравствуйте! Если есть такая положительная динамика, которую вы описываете - это отлично. Думаю, что много занятий, внимания и любви - решат проблему целиком и полностью. Удачи и приветы дитю.
Консультация психотерапевта на тему «ЗПРР или РАС» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 27 августа 2019
О консультанте
Сайт
Подробности

Врач-психиатр, психиатр детского и подросткового возраста, психо-реабилитолог проконсультирует по всему спектру психиатрических заболеваний детей и подростков.

Телефон для записи: +7-903-936-59-55.