анонимно, женщина, 22 года
Здравствуйте !мне 27, мой сын родился на 35-36й неделе путем кс. Был длительный период отсутствия род деятельности и мне ставили окситоцин. Раскрытие так и не произошло , в результате чего было сделано кс. Сын не задышал сам(делали укол для раскрытия лёгких ) . Родился с весом 2600. Нас не отнесли ни к маловесным, ни к недоношенным . На данный момент ему 1,7. Что беспокоит : нет указательного жеста (только если сам что то хочет съесть , можно ткнуть пальцем ). Не понимает обращенную речь , не выполняет просьбы, не играет с детьми (порой игнорирует людей и смотрит как сквозь них ) . Есть стериотипные движения руками (не машет, а хлопает себя по ногам когда ему что то нравится ). Такая реакция на машины которые едут , и на некоторые мультики , на новые игрушки и на то что ему нравится. Речи нет , нет обращения "мама", "папа" . Когда что то хочет - плачет и всё .
Кушает сам, хорошо держит ложку , может мыть руки , катается с горки , любит обниматься (подходит и обнимает /просится на руки ) . Если находится в компании детей - плачет и просится на руки, или игнорирует . Плохой контакт в глаза, но он есть . На имя отзывался плохо до года , сейчас - лучше . Не усидчивый , может ходить по квартире , усадить лепить, рисовать или что то подобное - очень тяжело и с истериками. Иногда ,когда что - то не по его - бьётся головой и истерит, но это происходит не долго.
С чего всё началось : проходила тесты на аутизм (м-чат и атек) . Результат - высокий риск . Ходили к невропатологу, сказала - не ее пациент и направила к психиатру. Психиатр отметила , что у сына нет чувства страха (может идти на дорогу к машинам , собакам и тд, вообщем то, чего другие боятся ) . Может уйти в любом нужном ему направлении куда глаза глядят и не отзываться на зов. Не скучает когда находится у бабушек (без нас ведёт себя спокойно ) . Сказала психиатр, что есть тревожные звоночки, но о диагнозах до 3х лет говорить рано . Назначила кардонат , магне б6 и глицин (курсом на 2 месяца ) . Дело в том, что и невролог и психиатр в нас одна на весь город и обратится больше не к кому. Я не могу ждать 3х лет , поэтому на данный момент ввела бгбк диету по правилам. Сын есть ничего не хочет уже 2 дня . Пару ложек , и всё. От еды отказывается с протестами и кушать не просит . Полностью убрала мультики. Больше гуляем на улице (до 5-6 часов в день ) . Активно занимаемся с сыном , по 15 минут 3 раза в день через сильные протесты (рисуем его рукой , лепим его рукой , кидаем мяч, нанизываем пирамидку, постоянно показываю животных и тд ) . По книжкам животных показывать начала в 11 месяцев , и говорить звуки (подражания ) . Но досих пор он так ничего и не показывает и не произносит эти звуки.
Как мне поступить ?просить у психиатра направление на ээг, мрт, кт и тд??но до 2х лет она сказала что смысла в этом нет, так как он не будет сидеть или лежать спокойно. Записалась в центр по работе с АЧ. Нас поставили на очередь, которую мы ждём уже 3 месяца. Но я понимаю, что ждать так должно и терять время я не могу и не хочу. К сожалению , другие специалисты и корекционные центры находятся в 4х часах езды от нас . Поехать в другой город ?искать специалиста ?или сначала просить направление на обследования/анализы ?есть ли смысл мучить ребенка на бгбк диете до постановки анализа (до 3х лет?)ведь потом может быть уже поздно. Или есть смысл переезжать в другой город и заниматься Ава терапией и другими корекционными занятиями ?
Что скажете и посоветуете вы?
Нет сил просто ждать . Наслышана о том, что чем раньше начинаешь работу, тем больше шансы адаптировать ребенка к обществу и обучить навыкам.
Отвечает Никитина Анна Викторовна
детский нейропсихолог
Добрый день!
Вы абсолютно правы в том, что ждать до 3х лет нельзя. Коррекционные занятия нужно начинать как можно раньше. При чем коррекция должна быть встроена в вашу жизнь - например, обучение указательному жесту, взгляду в глаза, имитации - всему этому можно и нужно учить не только за столом, но и во время повседневной деятельности. Вам на начальных этапах может помочь книга Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом, автор К.Роджерс. Здесь вы можете подробнее прочитать об этой книге: https://outfund.ru/chto-takoe-denverskaya-model-rannego-vmeshatelstva-pri-autizme/
Также рекомендую книгу М.Л.Барберы Детский аутизм и вербально-поведенческий подход.
Вы можете уже сейчас начинать работать в соответствии с рекомендациями, указанными в этих книгах.
Что касается помощи со стороны специалистов, есть множество Центров АВА, которые предлагают интенсивы на 2-3 недели. Желательно чтобы вас продолжали удаленно консультировать, когда вы уедете домой. А затем снова очередной курс интенсива. Хотя, конечно, это лишь временное решение проблемы. Ребенку нужны регулярные занятия в течение нескольких лет, поэтому если есть возможность переехать в город, где есть поведенческие специалисты, это будет лучшим решением.
По поводу медицинских обследований - аутизм вам никакое из медицинских обследований не покажет. Можно и нужно делать ЭЭГ мониторинг, проверять сосуды шеи и головы - все это в качестве дополнительных мер, чтобы узнать состояние головного мозга и, возможно, улучшить его. Но кардинально это проблему не решит.
Касаемо диеты - в настоящее время нет научно-доказанных фактов, подтверждающих, что диета помогает при аутизме. Прежде чем переводить ребенка на диету, вам стоит проверить состояние его кишечника, сдать необходимые анализы - чтобы убедиться, что у ребенка действительно есть аллергия на некоторые пищевые компоненты.
Ответ опубликован 30 июня 2019