Аутизм или нет

анонимно, женщина, 34 года
Здравствуйте! Я с таким в последнее время популярным вопросом - есть ли аутизм у ребёнка, или в спектре ли он? Нам сейчас 3 года и 3 месяца. Что беспокоит - не ходит сам на горшок... С осени ходил сам по-большому, потом произошёл неприятный момент, связанный с горшком, и после этого перестал ходить на горшок и в трусы тоже, только если поймаю и посажу. По маленькому тоже приходится ловить, может описиться и ходить в мокром. - после нового года стремительно вырос словарный запас, появилась фразовая речь, предложения, но речь часто монотонная, иногда с повторениями, особенно, когда начинает говорить, повторяет первые 2 слова несколько раз. Слова сложно иногда разобрать, сокращает слово, заменяет буквы (спасибо - адибо, привет - теть). Логопед говорит, что при дизартрии это нормально. - иногда не отвечает на вопросы, особенно, когда спрашиваю, что делал в саду, он говорит, что играл с машинками (игал биби), потом спрашиваю, а ещё что? и все, либо игнорирует, либо начинает мне что то показывать, переключая внимание. - общение с детьми тоже беспокоит. Он ходит в сад и там по словам воспитателей играет с детьми. В его любимые машины или строит что - нибудь с другими, хотя почти до 3 лет играл только один. А вот на площадке ни с кем не играет... Только недавно начал обращать внимание на чужих детей, смотрит на них, может что то сказать им и дальше продолжает играть в свое. -обнимает редко, в основном, по просьбе, но целует чаще. - поведение. Ровно в три года начались истерики со словами - не буду (не дюдю). Причем на все просьбы. Сейчас истерики стали реже и избирательнее, они быстро заканчиваются благодаря стоянию у стеночки или предложением постоять у стеночки. Но вот действительно беспокоит то, что иногда во время истерик, он начинает хлопать себя ручками по ногам. Как я уже написала, мы ходим к логопеду, она нас хвалит, говорит, что лучше стал выполнять задания, с первого раза, а то раньше мог игнорировать. Но вот недавно начали ходить на групповые развивающие занятия... Все первое занятие он убегал под стол или в бассейн с шариками. Потом я применила старый и действенный способ - предложение постоять в углу или пойти заниматься. Это действовало ровно на 2 минуты, потом опять под стол. И ещё, все детки стоят и смотрят на руководителя и повторяют за ним, а мой смотрит в разные стороны, правда повторяет, даже улыбается. В общем, глазной контакт не продолжительный. На родных смотрит лучше, на других хуже. В автобусе не обращает внимание на других людей. Зайдя в помещение, тоже ни на кого не смотрит. Но разделённое внимание есть и было всегда, смотрит на мою реакцию или показывает мне на что то. Даже как то проводила эксперимент (вычитала в интернете) протягивала ему конфету, а потом убирала руку, он поднимал на меня взгляд (типа, эй, ты чего?). Очень редко может на кого-то обратить внимание на улице, может даже подойти к кому-то, что-то сказать или поругать, но тоже редко. Чаще обращает внимание на собачек, птичек, горки и фонтаны. На собачек бурно реагирует, гладит их, радуется. - обидчивый. Если поругаю его, может обидится, уйти в другую сторону. Один раз ушёл от меня далеко, я за кустами за ним шла, он даже не оглянулся. Читала, что это тоже признак аутизма. - не любит внимание к себе. Это я заметила на его дне рождении. Когда выносили торт и пели ему песню, он сначала обрадовался, а потом начал махать руками и говорить - неть. Но быстро успокоился и задул свечки. Что радует : - игры. Игры сюжетные, у него есть любимые игрушки, он ими разговаривает, кого-то спасает. Со старшим братом тоже хорошо играют, любят играть в пистолеты, в привидение, в прятки. Часто меня просит поиграть с ним. Любит лего, может быстро из него построить танк. Строит дороги. -творчество. Любит рисовать и разукрашивать. Может нарисовать круг, прямую линию. Лепит из пластилина. Делает аппликации. -интеллект. Всё знает. Животных, цвета, фигуры, все названия, имена из окружения. Говорит, как его зовут, сколько лет. Счёт до 7. Но иногда балуется, и считает, как попало. - танцует, один или со всеми. - называет всех по имени, задаёт вопросы где? и что это? - про себя говорит я, но иногда может сказать в третьем лице, в основном на вопрос - кто это сделал? А обычно говорит - я пью, я рисую, я ем. Общаемся хорошо, обо всем, что вокруг. Когда обидели или ударился, приходит ко мне и рассказывает, жалуется. Официальный диагноз зрр, невролог ставит дизартрию. Психиатр онр 2 степени. Всё анализы в норме. Сдали все, что можно, кроме генетики ( в 1 и 8 месяцев заметила сильную задержку, не было указального жеста, на имя почти не откликался, почти не говорил, смотрел мультики). Постоянно думаю, что же с ним, это обычная задержка или лёгкий аутизм? Уже думала, приехать к вам на диагностический блок или просто на приём к вам. Ариэль Аркадьевич, как думаете, стоит приезжать?

Отвечает Став Ариель Аркадьевич
детский и подростковый психиатр
Здравствуйте! Просто на прием, думаю, нет смысла. Надо смотреть полностью. Думаю, что он не в спектре, но надо понимать, что бывают такие состояния, при которых уж лучше быть в спектре. Все это не касается Вашего дитяти, но чтобы ничего не пропустить, иметь четкое представление о том, что происходит и не кусать себе потом локти, лучше, конечно его глянуть очно и протестировать. Сюрпризы бывают. Никакая из заочных консультаций не может быть заменой профессионального очного осмотра. Звоните, записывайтесь.

анонимно
Здравствуйте! Не смогли к вам попасть, т.к. заболели и наша поездка в Новосибирск к вам и в аквапарк сорвалась (я вам писала в вотсап, может быть помните). Напишу, что есть на данный момент. Радует то, что стал лучше меня понимать, беседы стали качественнее, но все таки рассеянность сохраняется из-за этого долгого диалога не получается, либо он задумывается, либо переключается на что то другое. (не долгий диалог - это по 5 фраз, не более), может это и нормально для его 3,5 лет. Очень хорошо стал отвечать на вопрос - почему? все логично отвечает. С горшком тоже нет улучшений. Речь немного лучше. Ещё 3 месяца назад на вопрос - как тебя зовут? - он отвечал 'Кика' , сейчас уже полностью говорит Никита. Но, например, слова: разговаривать, ворона и ладно звучат у нас как 'агагаиать', 'аона' и 'анда'. Начал психовать и топать ногами, когда я его не понимаю. Очень больно на это смотреть. Частенько делает так - растягивает рот только в одну сторону и прищуривает глаз на этой стороне. Может в мультике увидел, может что - то нервное. И ещё по поводу игр... Любит вытянуть руки и начать во всех стрелять, говорит, что это его пушки. Может стрелять просто так, или стреляет в деток, которые его обидели или ему не понравились. Я естественно, стараюсь отвлечь, говорю, что нельзя стрелять, тогда он спрашивает - а в машины можно? И стреляет в машины. Насколько это нормально? В играх у него обязательно есть плохой персонаж, который всем вредит, стреляет и дерётся, а другие (хорошие) его пытаются победить. Но это тоже из мультиков, скорее всего. Из хорошего - стал больше кривляться, перед зеркалом или просто для нас, типа, развлекает, улыбается и смотрит на нашу реакцию, как обычный ребёнок! С детками стал общаться, хихикать, баловаться. Но все равно редко. Стал бояться меня потерять где то в магазине или на улице. Стал просить меня поиграть с ним. Стал хитрить - просить что то дать ему (то, что я запретила) хитро улыбаясь и наклоня голову, мам, ну пожаааалуйста. Т. Е. на данный момент остаётся горшок, речь и слабая концентрация внимания. Все поправимо?

Став Ариель Аркадьевич
Отлично! Машинки - стрелялки - пошла сюжетная игра. Все поправимо и с горшком. И с речью. Но надо все же диагностироваться и начинать заниматься )) Все будет хорошо)

Консультация психотерапевта на тему «Аутизм или нет»дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 2 июня 2019
Информация предоставляется в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обращайтесь к врачу.