Подозрение на аутизм
анонимно, Мужчина, 2 года
Здравствуйте, доктор,
Беспокоят симптомы у сына (возраст год и пять месяцев). Беременность у супруги с сильным токсикозом в первом триместре. Роды, 40-я неделя - плановое кесарево из-за предлежания плаценты, прошли хорошо. Оценки по Апгар сейчас точно не помню, но близки к максимальным. В месяц - отмечались неначительные последствия легкой гипоксии на УЗИ, в три - ок. Тяжелые колики в 2-4 месяца. На искусственном вскармливании, примерно, с полугода. Кожная аллергия до года, сейчас меньше, сухая кожа на ногах, в год были на море, сразу стало идеально. После рождения повышенный тонус, два курса массажа. Физическое развитие в норме, возможно, отставал на пару недель. Пошел в год и месяц.
Что беспокоит:
- не говорит совсем (ни мама, ни папа, ничего). Лепет, отдельные слоги есть;
- откликается на имя через раз, а то и реже;
- когда зовешь - может подойти, может нет;
- очень нетерпеливо ждет еду - когда посадишь на стульчик, нервничает, если не начинают сразу кормить (не остыло и т.д.) - напряженно следит за действиями мамы, может стучать руками по столу и биться спиной об стул;
- были случаи, когда отказывался с истерикой от привычных ранее блюд;
- были эпизоды, когда от злости бился головой об пол, (редко);
- очень любит свое одеялко - приносит и ложится попой кверху - несколько раз в день, минут на 5; если отнять - плачет и злится, правда, легко отвлечь чем-нибудь другим;
- особо не реагирует, когда мама уходит; правда, ее приходу умеренно радуется;
- были эпизоды хождения на цыпочках (достаточно редко), кружения со скашиванием глаз (чаще); бывает, машет руками - делает «птичку», когда злится, реже, когда радуется;
- упорно закрывает открытые шкафы;
- на кухне открывает ящики и вытаскивает посуду, стучит ей об пол и т.д. (правда, только когда там рядом мама);
- если носишь на руках по квартире - постоянно со звуком у-у-у (с удивленной интонацией) указывает ладошкой (не пальцем) на выключатели и начинает включать-выключать;
- на коленях практически не сидит, вырывается;
- не любит, когда делаешь что-то его рукой;
- засыпает долго (вообще, перед сном активен), скачет в кровати, слезает, убегает;
- действия взрослых особо не имитирует (типа, говорить по телефону, подметать и т.д.);
- равнодушен к грязным памперсам;
- маму особо не обнимает, не целует; может прижиматься к ногам, редко гладит по волосам;
- чужих практически не боится (кроме врачей);
- периодически - вспышки агрессии, может ударить, ущипнуть; прикусывает руку и ждет реакции;
- посещаем занятия по общему развитию, как правило, команды преподавателей не выполняет, через непродолжительное время начинает заниматься своими делами, с детьми общаться пытается, может несильно ударить, отобрать игрушку.
Положительные моменты:
- в глаза смотрит, давно, подолгу;
- недавно появился указательный жест пальцем;
- показывает пальцем в книжках животных (правда, очень ограниченное кол-во - птичка, киса, собачка);
- показывает по просьбе пальцем ушки, носик, ротик у себя, у папы-мамы, у игрушек;
- не всегда, но следит взглядом, смотрит в направлении, на которое указываешь пальцем;
- как правило, улыбается в ответ;
- играет в ку-ку; когда сидишь на стуле - прячется за спинку и ждет, когда обернешся и посмотришь на него;
- берет книжку и просит почитать; правда, переворачивает страницу, не дождавшись окончания;
- приносит по просьбе игрушки некоторые - мишка, тигр и т.д.;
- комплекс оживления, вроде, есть, периодически обращает внимание взрослых на свои действия - показывает новые игрушки и т.д.;
- как правило, бежит встречать когда кто-то приходит; маме-папе умеренно радуется, бабушке больше всего, незнакомых пристально разглядывает;
- ждет маму у двери ванной;
- монотонных игр нет, предметы не сортирует, один в комнате долго не остается, бежит к взрослым; в целом, одним делом долго заниматься не может;
- умиленно обнимает мягкие игрушки;
- на улице до недавнего времени мог уйти, куда хочется, не обращая внимание на взрослых, сейчас тоже уходит, но периодически оборачивается; если делаешь вид, что уходишь, хнычет и бежит к тебе;
- очень радуется на улице птичкам, собакам, кошкам;
- может долго пристально смотреть на незнакомых, особенно на тех, кто заговаривает с ним на улице;
- всегда реагирует на детей на улице, может подойти, потрогать, но не более;
- на ручки просился всегда, любит, когда его носят;
- катает машинки, бросает мячики, ловит магнитной удочкой рыбок, собирает пирамидки (неправильно), простейшие пазлы;
- реагирует на музыку, включает детский магнитофон, пытается танцевать;
- очень эмоционально играет со старшим (взрослым, 11 лет) братом - прятки, догонялки (в примитивной форме) и т.д.
Недавно были у невролога, поставил задержку речевого развития, наблюдаться каждые три месяца.
Буду очень признателен за Ваши комментарии - есть ли риск аутизма в нашем случае?
Спасибо.
Отвечает Став Ариель Аркадьевич
детский и подростковый психиатр
Здравствуйте! Аутизма тут нет. Но вот ЗПР на горизонте может быть. Надо обратиться к поведенческому аналитику и посмотреть, закрывает ли он свой уровень VB-MAPP и уже исходя из этого начинать работать с дитятей.