Консультации / Психология и психиатрия

РАС или З П РР

Здравствуйте, уважаемый Илья Дмитриевич! Позвольте мне задать Вам вопрос про моего сына. Моему сыну 3,5 года. Мы живем в Австрии, говорили до 3 лет жизни ребенка дома на русском, теперь почти только на немецком. В 3 года поставили ЗПРР, так как на осмотре у врача он не захотел собирать пирамидку и не говорил. Давид родился на 36 недели с весом 2100 г. Беременность проходила без токсикоза и проблем. Роды были естественные, без осложнений, безводный период 10 часов. Давид закричал сразу, но не особо громко, т. к. был слабый из-за маленького веса. По Апгару малыш набрал 10/10 баллов. Мы провели в больнице 10 дней, пока ребенок не добрал вес до 2500. Впоследствии никаких проблем с весом не было, ребенок быстро догнал норму. В больнице ребенку проверили голову, так как он был рожден раньше срока - все было в норме. Мы проходили все обследования у врача, никаких нареканий по развитию не было. Когда Давиду было 1.5 года, я родила второго сына Михаила. Принеся его домой, я увидела в глазах Давида настоящую ревность, как будто он подумал «кто это и зачем он нам нужен», потом он развернулся и ушел. До этого момента у нас постоянно были гости, Давил играл и со взрослыми, и с детьми, но они всегда были старше его. Он повторял за ними на свой вкус движения, губками бррр, был всегда контактен и улыбчив. У него были слоги ма, па, чень, би и т. д. После вторых родов я стала показывать Давиду мультики и с этим явно переборщила. Развитием мы занимались мало, гости тоже к нам почти не ходили, гуляли мы в коляске без площадок. В общем, у ребенка была социальная изоляция. Разговаривали мы с детьми тоже очень мало. Когда Давиду было 2 года, мы переехали, он быстро и без проблем адаптировался. В 3 года ребенок пошел в сад. В первый же день он там сказал и повторял в теч.дня Nein! (нет). В период адаптации (полтора месяца, их которых он каждую неделю по 2 дня сидел дома с соплями) он оставался на час, иногда спокойно сидел кушал со всеми, играл в игрушки, напевал себе под нос, смотрел на детей, а иногда сильно плакал и тянул воспитателя к двери или приносил ей свою одежду. Мне сразу же звонили и просили ребенка забрать домой, так как он мешал другим детям. К слову, детей в садике 75, воспитателей — 7. После садика у Давида был страшный стресс: он начал как будто закатывать глаза, вытягивать перед собой ладонь и смотреть на неё (всё это прошло через 1.5 месяца после того, как забрали из садика). По словам психолога, так он снимал напряжение. Еще я от психолога услышала, что он нами всячески манипулирует. Каждое утро мой сын приносил мне свою и мою одежду и, когда мы выходили на улицу, тянул меня именно в садик. Видимо, ему так все таки нравилось. Из садика Давид приносил слова на немецком: я, меня, мне, идти (гейн), кушать (эссен) и еще пару. Спустя полтора месяца было решено ребенка из сада забрать и заниматься его развитием дома. Мультики мы категорически исключили. В этот момент у нас родился третий сын, Илья, к которому Давид отнесся куда благосклоннее: в роддоме сказал в его сторону «бэби», дал ему соску, потрогал его. За следующие два месяца занятий (наших первых и настоящих) дома я приучила ребенка к туалету, он стал сам есть вилкой/ложкой (до этого ел руками), пошли слоги и слова: ням-ням, мама, папа, баба, бэби, идем, подём, дай, отдай, пока. В это же время к нам стала приезжать бабушка и за ней он повторил «Пока» (Чюс), Нямням, Утяутя. На сегодня: -говорит некоторые слова и слоги, когда хочет. Бывало заходил в конату и говорил «Подём», когда я долго убиралась и не шла в деткую, как ему пообещала. Может что-то длинное , как будто предложение сказать, но непонятно. Пару раз выдал предложение: „Мама, папа, беби, баба“ (бабушка была у нас), Ты и я (на немецком), Мама, дай. -Как-то я устала и говорю ему на кухне: Хочешь есть, скажи «Мама, дай». Раз 5 я ээто повторила и он сказал это. Нормальным тоном, не как эхо. Я ему снова: Ну-ка, еще раз «Мама, дай». - он повторил. -Когда он просыпается и меня нет дома, то начинает ходить по квартире и повторяет «Мама, мама» (может зовет меня) -Когда выходим из дома гулять, радостно бежит вперед, но постоянно оглядывается, смотрит, иду ли я за ним. Когда набегается, с удовольствием идут со мной за руку или просится на руки. На площадках лазит по лестницам(очень острожно), катается с горок (может долго медлить, если высоко), я качаю его на качелях. К маршрутам не привязан, с радостью пойдет по другой дороге. -В машине ребенок очень спокоен, сидит впереди. Когда останавливаемся на светофоре/ стоим в пробке — может возмущаться (аййяя), хмуриться, но я объясняю, что там машины и что скоро поедем — успокаивается. -Когда у нас бабушка или мы у кого-то в гостях: даст ладошкой пять, смотрит в глаза при разговоре, обнимает, просится на руки, тянет человека куда-то (на кухню или открыть закрытую на ключ дверь), приноситу ему/ей стакан и пакет сока. -Со средним братом (2 года): если говорю, возьми Мишу за руку — берет и идет с ним, может ущипнуть брата (думаю, ревность или привлекает внимание, потому что сразу после этого смотрит на меня, как я отреагирую) — тогда я говорю: Иди, пожалей брата! - Давид подходит к Мише и гладит по голове или кладет руку на его голову. И смотрит на меня По моей просьбе может застенуть молнию на куртке Миши. Если же Миша обижает Давида, то Давид отвечает тем же (толкает, щипает). -Летом взял лейку и выливал воду на цветы, потом черпал воду из ведра и повторял то же -Вообще любит быть в центре внимания, чтобы его ласкали, обнимали, хвалили. Если я сижу за своими делами, подойдет ко мне, будет обнимать, хлопать по спине и т. д. Так же и с папой, бабушкой, родственниками. -С младшим братом (5 месяцев): По моей просьбе даст ему в ротик соску, будет поить из бутылочки. Младшего Давид никогда не обижает, не щипает. -В детском игровом центре (ходим раз в две неделе): Очень любит бегать, кататься с разных горок, на машинках, иногда прыгает на батуте. Если на горку очередь, встанет за детьми и ждет. Если Давида кто-то толкнет, он развернется и ответит тем же. (так же и дома со средним братом). - Если Давид что-то хочет сделать, он очень часто смотрит сначала на меня (папу, бабушку), ждет моей реакции на это. Например, мы едем на машине, он хочет из бардочка игрушку. Он тянется к бардочку, смотрит на меня, я говорю: Ну, бери уже. Он открывает и берет игрушку. -Ест абсолютно все, даже гречку, рыбу, кабачки. Хорошее настроение только на сытый желудок. -Давид высокий, носит вещи пятилетнего ребенка, вес в норме. Физически очень крепкий, сильный и выносливый. Послушно носит шапку с шарфом, может снять, но по моей просьбе наденет обратно. -Спит ночью без пробуждений, минимум 10 часов, днем 2 часа. Если я или в садике будят — реагирует без истерики. Может спать в своей кровати,может в кровати брата, может у нас - к месту не привязан. Когда спит, всегда прижимается или к родителям, или к брату и засовывает ноги под нас. Если около меня лежит другой ребенок, Давид обязательно втиснется между, чтобы только он был рядом с мамой. -В магазине послушно стоит с братом в тележке или катит (с переменным успехом) свою тележку. ---Если у него портится настроение — спасает булка. -Нет судорог/эпи -Болел и болеет редко (только если сопли), но всегда с повышением температуры, привики перенес хорошо, также с повышением температуры. -Если ударится или упадет, плачет и смотрит на меня, может подойти, чтобы я пожалела. -Если я его ругаю, он смотрит на меня, слушает, хмурится и потом лезет обниматься. Говорю: Поцелуй маму. Он прижимается к моей щеке губами, но не вытягивает их для поцелуя. Улыбается и смеется, что его простили. -Если я закрываю глаза руками и делаю вид, что плачу, Давид подходит и обнимает меня. Видно, что любит родителей. -Запоров никогда не было. -Когда приходит папа, он бежит к двери и прыгает папе на шею, обнимает его. -Гримас нет -В ряд ничего не выставляет и пирамидкой тоже -Стереотипий никогда не было. (Он может открыть ящик с носками, вывалить все оттуда. Я говорю, чтобы собирал - Давид кладет все на место и закрывает ящик. Если я уберу оттуда вещи на какое-то время,, через пару дней интерес к пустому ящику пропадет.) - Уже 3 месяца ходит в платный садик, где 7 детей в группе и 2 воспитателя, там детьмя занимаются. После второго садика повторяет игры, которые есть там: играет в лего, магнитики, интересуется машинками, рассматривает человечков, быстро собирает деревянные пазлы. Может играть один, может рядом с братом. Нет занятости частями объекта. -При перемене обстановки / в новом игром центре / на новой площадке сначала немного волнуется, осматривается, потом чувствует себя свободно и уверенно. -Взрывов смеха/ неуправляемых истерик, немотивируемой агрессии нет. -Эмоции соответствуют ситуации. Может вечером много смеяться, но если я его отвлеку игрой, вё становится нормально. -Почти всегда веселый -На имя отзывается, обращенную речь понимает и выполняет просьбы по мере пополнения пассивного словаря (уже есть «Повесь свою куртку на крючок, Дай мне стакан. Иди выброси подгузник брата в мусорку». Но иногда я при этом показываю в сторону предмета, если ребенок начинает раздражаться, что не может сделать сразу.) -Книжки листает сам, рассматривает картинки -По вечерам по просьбе родителей собирает свои магнитики и лего по разным коробкам, правда при этом может иногда хмуриться и айайай-кать, типо его заставили. -Сам моет руки, вытирает их, сам ест и пьет, чистит зубы, полностью раздевается. Одевается и ходит на туалет с нашей помощью. -Очень любит плавать в бассейне в нарукавниках (сам) и кататься с больших горок с нами. -Совместная заинтересованность всегда есть, любит, чтобы играли с ним, наблюдает, как я обираюсь и может помочь по настроению -На детских фото всегда улыбался и смотрел в кадр Что меня беспокоит: -Иногда выпячивает челюсть (при игре во что-то). При это может ещё и плечи наверх поднять.Может магнитики эмоционально на расстояние 10 сантиметров ко рту поднести, при этом напрягает руки в локтях, но если я его при этом окликаю, сразу же убирает челюсть , расслабляется и улыбается мне. -На детей он смотрит, наблюдает за ними и на площадках(хотя там всегда мало детей), и в садике (по словам воспитателей у него в саду и есть роль Наблюдателя за всеми и вся). Но не тянется к ним, не подойдет к ним играть вместе. Дома играет рядом с братьями. -В садике жалуются на то, что уровень терпимости у него низкий: не нравится задание, бросит все и начнет ныть и вопить. -Повторять будет избирательно: в ладоши похлопает, ногами потопает, руки не поднимет. -Говорит слова и слоги когда играет, но сам себе. В мою сторону может только Дай сказать, если у меня в руках, например, булка, и то не всегда. Видит папу — говорит часто «папа», но опять же сам себе. -Иногда если я говорю ему на немецком «Пойдем наверх» он может ответить (или повторить?) по-русски «Подём», если говорю на немецком «Дай это маме» он иногда повторяет Дай на русском -Из игрушек предпочитает лего, пазлы, магниты, с мягкими играть не будет, с ролевыми тоже туго, только со мной и то может только покормить без интереса. Скажите, пожалуйста, Илья Дмитриевич, это РАС или З(П)РР? Заранее спасибо.
К вопросу приложено фото
Добрый день! Вы описываете вариант дисгармонии эмоционально-волевого развития, но не аутизм! В рамках онлайн консультации очень трудно оценить ситуацию однозначно, несмотря на подробное описание. Будем рады помочь! С уважением, Зайцев И.Д.
Спасибо Вам огромное за Ваше внимание, уважаемый Илья Дмитриевич!
Уважаемый Илья Дмитриевич, с Вашего позволения, я задам еще один вопрос: Моему ребенку исполнилось 4 года, из речи у него есть "мама, папа, бэби (так он называет младшего брата, когда его видит), дай, подём, нет, биби (когда ло этоо ездили на машине), нямням, баба и всякие слоги-свои слова.По моей просьбе он может сказать "мама, папа" или вместе "папа/мама дай" одноко при этом начинает психовать и истерить, хочет получить без слов. Брата может обнять, пожалеть. Играет с удовольствием с нами, маму обнимает и целует. Когда набегается становится послушным. Как я считаю, у нас начался кризис 3 лет, хоть и так поздно, потому что очень часто на мое требование он мне говорит "нет" и иногда мотает головой. Если он смотрит книгу, а я сажусь к нему и показываю пальцем на что-то в книге, он закрывал книгу и убегает скнигой в другое место. Немецкий психолог проводил обследование ADOS и сказал, что мой сын в спектре, даже без наличия стереотипий. Поясните, пожалуйста,если РАС возникло вследствие ЗПРР и дисгармонии эмоционально-волевого развития, то есть шанс выбраться из этого при учете усердной работы? заранее спасибо!!!
Добрый день! Необходима диагностика для определения необходимости и тактики медикаментоного лечения. Не разобравшись в причине описанного состояния, нельзя давать прогнозов и уповать на абилитационные (развивающие) мероприятия. То, с чем Вы имеете дело гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд (о чем Вы сможете найти множество информации у нас на сайте). В рамках онлайн консультаций Вы не решите этот вопрос. Если у Вас есть возможность, запишитесь на очный прием. Будем рады помочь! С уважением, Зайцев И.Д.
Консультация психотерапевта на тему «РАС или З П РР» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.