Консультации / Психология и психиатрия

Аутизм или нет

Здравствуйте, Ариэль Аркадьевич! Моей второй дочери 4г.7 мес. Живем во Франции. Беременность и роды прошли хорошо, кормила грудью почти до года, дочь села в 7 мес., пошла в 11 мес., в год был указательный жест и лепет. До трех лет почти всегда была со мной, мало социализирована, я с ней говорила по-русски до трех лет, было понимание, но не было речи, много смотрела мультики, в три года пошла в школу, и там начались проблемы из-за непонимания речи, постоянное сопротивление и крики. Прошли тест PEP3 у частного психолога, который подтвердил РАС. Муж был уверен, что это РАС т.к. его племянник 7 лет неговорящий аутист. Я же не видела никаких симптомов, кроме того, что дочь не может сказать словами и поэтому добивается всего криками, начиная с 2х лет. Ходим к логопеду и спец-ту по моторике и сенсорной интеграции, и стоим в очереди на диагностику в больнице на комиссию, ближе к лету-осени. Речь: с 3х лет говорим с ней только по-французски, и мультики прекратили включать полностью. В три года говорила невнятно несколько слов, повторяя за нами, эхолалия сохраняется до сих пор, но уменьшилась, на данный момент больше спонтанной речи. Сама строить фразы часто не умеет, хотя пассивный словарный запас очень большой, берет за основу заученные фразы от нас, или из книг. Часто применяет отрывки из книг к нужной ситуации, не умея сказать своими словами. Понимает все, что ей говорят, отвечает часто с криками, но быстро успокаивается, если ей подсказать, как выразить ее мысль словами. За год научилась просить спокойно то, что ей нужно. Любит рассказывать вечером папе, как прошел день. Повседневные навыки: в туалет ходит сама, одеваться начинает немного сама, плохо ведет себя в общественных местах, толпа , очереди пугают ее и начинается истерика, любое изменение приводит к слезам, поэтому мы обо всем ее заранее предупреждаем. Ночной сон в норме. Сенсорика: отклонений по зрению, слуху, обонянию,вестибулярному аппарату нет. Есть по тактильности и вкусу. Начиная с 2х лет проблемы с едой, ест одно и то же, суп-пюре, фруктовые пюре, и всю выпечку, проблем с жеванием , глотанием нет, но постепенно отказалась от молока, от йогуртов, сейчас ест 5-6 продуктов, были проблемы с запорами в течение 2х лет, отказывается пробовать новое, бросает на пол все новое и плачет, хотя никогда ее не заставляли есть насильно. То же самое с одеждой, начиная с 3х лет отказывается менять обувь , постоянно снимает ее, новые вещи не хочет одевать до истерик. Но сейчас она явно повзрослела и с ней можно долго договариваясь, уговорить на новую обувь или одежду. Было тяжело мыть голову, умываться, сейчас если это делает она сама, то все проходит спокойно. Любит щекотку, когда ей делают массаж, любит обниматься с родителями, родственниками, но не любит поцелуи, прикосновения чужих людей, иногда может их поцеловать сама, но не они. У сестры 7 лет были тоже проблемы с одеждой и обувью в три года и говорить начала на французском в 3,5г. из-за билингвизма. Социализация: Зрительный контакт есть, но с незнакомыми людьми может прятать взгляд, зависит нравится ей человек или нет. Иногда сама бежит к незнакомым здороваться. Указательный жест с года, откликается на имя с года, Имитация есть (точно копирует и фразы и движения, играет в кухню, куклы, магазин, доктора, помогает мне на кухне, любит подметать пол), совместное внимание есть, поиск реакции есть, игры (кухня, куклы, книги, пазлы, наклейки, лего, сортеры, Монтессори, развивающие тетради, пластилин, краски, кубики). Знает все части тела, никогда не пользовалась рукой родителя для указания. Распознавание эмоций в норме, выражение эмоций иногда не в норме, начинает хохотать, когда смешно только ей, особенно если нахулиганила. Все эмоции знает и может озвучить, сопереживание есть. Чувство опасности есть. Любит похвалу, всегда ждет реакции родителей как на хорошее, так и на плохое. Постоянно ищет внимания обоих родителей, не любит играть одна, с сестрой же постоянные конфликты из-за игрушек, с сестрой любит играть только без игрушек, имитирует танцы или зарядку, играет с ней в догонялки, прятки. Любит петь песни, танцевать. Проявляет агрессию, если кто-то трогает ее расставленные игрушки, или если сестра отбирает ее игрушки. Не умеет делиться, что создает проблемы в школе. Не может объяснить словами чего хочет, отсюда постоянные крики. Но в догонялки или классики играет с другими детьми. На данный момент играет с двумя детьми в классе. Моторика общая в норме. Стереотипии отсутствуют, нет жестов или гримас, хождения на цыпочках. Мелкая не в норме, рисовать не любит, начинает только сейчас рисовать человечка, предпочитает буквы, слова, цифры. Начинает держать правильно ручку с помощью взрослого. Ножницами пользоваться не умеет, делаем массаж и гимнастику для пальцев. Полюбила пластилин, песок, краски, год назад не хотела даже трогать их. Начинает читать , не по слогам, а те слова, что видела в книге и запомнила написание. Хорошая визуальная память. Знает очень много песен наизусть. Аутистические черты: Селективность в еде, одежде, задержка речи. В три года начала выкладывать в линии игрушки, в 3,5 почти прекратила, очень редко, раз в полгода делает это. Постоянно находит какие-то ритуалы как закрывать дверь, или разложить игрушки и приступы гнева, если закрыть ее книжки, открытые по всему дому, или тронуть ее игрушки, но эти ритуалы меняются каждую неделю. Любит доминировать, контролировать, решать все сама, не любит запреты, подчиняться и слушаться родителей или учителя. Но последние полгода она стала больше слушать и часто ее можно убедить делать то, что она не хочет. И крики прекратить удается, если вовремя проговорить с ней, что она хочет. Фрустрация, страх в непонятных незнакомых ситуациях, местах. Не умеет играть в другими детьми, не может объяснить, что хочет и часто агрессивна в отношении других из-за игрушек, думаю, это из-за старшей сестры, которая постоянно вырывала игрушки из рук. Кричит, расстраивается, если что-то не удается, пазлы или кубики. Чрезмерная реакция на малозначимые вещи, истерики от стресса в очереди к врачу или в кассу магазина. Не умеет ждать. Интеллект: знает цвета, формы, алфавит , цифры с 2лет, животных, продукты, лексика по дому, дни недели, месяцы, все сказки с принцессами, отвечает на все вопросы логично, и по книжкам тоже. Были на приеме психиатра осенью, которая за один сеанс подтвердила диагноз, сказав, что ребенок, войдя в кабинет сначала играла в игрушки, не обращая на нее внимания, только на родителей. Объяснила, что это легкая форма аутизма, смешанная с кризисом 3х лет. И первое время не смотрела ей в глаза, отвечая на вопросы, хотя в последующие сеансы искала ее реакции , отвечала на вопросы, глядя в глаза. Хотелось бы альтернативного мнения, доктор. Это похоже на аутизм или нет? Заранее спасибо.
Здравствуйте! Несмотря на наличие некоторых аутичных черт, на РАС это не похоже. Скорее особенности формирующейся психики и характера. Я бы порекомендовал обратиться к хорошему поведенческому аналитику для выявления функции поведения и к психологу для работы с фрустрацией и реакции на нее. И к Арт терапевту. Да, и еще: бассейн.
Большое спасибо, доктор. Специалистов будем искать. Еще один вопрос: что вы думаете о гиперлексии? Дочь с двух лет увлечена буквами, цифрами, сейчас начинает читать сама, а раньше заучивала куски из книг и повторяла их как эхолалик, но понимание сюжета есть, если я задаю вопросы по книге. Даже карточки Пекс она лучше воспринимает с подписями. Является ли гиперлексия симптомом аутизма? И нужно ли корректировать этот симптом или если есть устное и письменное понимание, то ее чтение с 4х лет это норма и не является гиперлексией?
Гиперлексия может сопровождать аутизм, но не является его симптомом. Если она не сопровождает аутизм (да и если сопровождает - тоже) - специально заниматься этим не стоит.
Консультация психотерапевта на тему «Аутизм или нет» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 18 февраля 2019
О консультанте
Сайт
Подробности

Врач-психиатр, психиатр детского и подросткового возраста, психо-реабилитолог проконсультирует по всему спектру психиатрических заболеваний детей и подростков.

Телефон для записи: +7-903-936-59-55.