Консультации / Психология и психиатрия

Высокий риск аутизма у сына в 1 2 или нет

Доброго дня, уважаемый Ариэль Аркадьевич. Большое спасибо за вашу работу. Нашему сыну 1 год и 2 месяца. Роды прошли в срок, естественные, 8/9 по шкале АПГАР, беременность протекала нормально. С самого начала у сына, который развивался совершенно нормально (чуть медленнее, чем среднее значение, но в пределах нормы), была одна особенность: он ничего никогда не тянул в рот. Позже стало понятно, что у этой неплохой на первый взгляд особенности есть вторая сторона: он до сих пор никогда не доносил до рта и ничего съедобного (руки пачкать не боится, разминает еду в руке, но пальцы после этого никогда не оближет). Иногда пробует взять сам свою бутылку с водой, но чаще всего злится и отбрасывает её, пока не поднесёшь ко рту в своей руке. Мы, не будучи тревожными родителями, до этого времени не волновались и после года предположили, что сын так и не начал говорить в том числе потому, что моторика просто плохо тренировалась всё это время. (При этом листать страницы, поднимать мелкие предметы, перебирать орехи, расстегнуть ремешок от часов на моей руке - легко). В итоге, что касается речи, слово "папа" сын не сказал ни разу даже в виде лепета (хотя папа проводит с ним очень много времени). Говорит слогами "мамамама", "бабабаба", но как будто не осмысленно. Другие "слова" и звуки произносит много, выразительно, с разными интонациями, но нам их не понять. Я при этом с самого рождения много, с выражением читаю ему вслух, постоянно разговариваю с ним, задаю вопросы, и он в последнее время стал очень внимательно следить за моей артикуляцией. В общем, из внушающего оптимизм: сын очень улыбчивый и смешливый. Хохочет, играя в ку-ку или догонялки или глядя на своё отражение в зеркале. Обожает щекотки, подбрасывания на руках. В глаза смотрит очень внимательно (и родителям, и бабушкам, и врачу на осмотре). На улыбку реагирует моментально. С детьми видится мало, если находится рядом, не подходит, но очень внимательно наблюдает. В играх наполняет машинку разными предметами, пытается вставлять разные фигурки в прорези (сортеры). Любит игрушки, которые издают звуки, целенаправленно нажимает на кнопки. Говорит "ав-ав", иногда по своей инициативе, иногда, когда я говорю "гав-гав". Другим звукам животных не подражает (и на "скажи, как говорит кот", не отвечает). С интересом дёргает за струны гитары, стучит по барабану и любит соединять разные предметы между собой, например, "играть" на гитаре каким-нибудь предметом или стучать чем-нибудь обо что-нибудь. Чаще всего живо отзывается на имя. Но если пытаешься привлечь его внимание, когда он чем-то увлечён, может и не отозваться. Если происходит что-то непонятное для него, смотрит на реакцию родителей. Кажется, в каких-то вещах пытается подражать, например, "печатать" на клавиатуре компьютера или может дать "пять" (в "ладушки" не играет, но внимательно следит за руками). Не всего и не очень уверенно, но повторяет хлопанье в ладоши и "пока-пока", глядя на взрослого. Также может подолгу проводить время сам, но, наигравшись, приползает, просится на руки, обнимает за шею, прижимается, ведёт себя очень ласково. Примерно с года начал стесняться малознакомых людей (или родных, которых редко видит), но через 10-15-минут улыбается, играет со всеми. Играя с котом, старается быть деликатным, не дёргает за хвост, а аккуратно гладит (при этом кот его царапает и кусает, что сына не беспокоит и не останавливает). Спит в основном хорошо, от груди отказался сам в 10 месяцев, просто перестав просыпаться по ночам. Проблем со стулом тоже нет. Есть небольшая, постоянная, еле заметная аллергия в виде пятнышек сыпи непонятно на что (кожа в целом очень сухая). Одевается без проблем в любую одежду. На новую еду реагирует по-разному, но в основном хорошо. Истерик почти не бывает, только когда вовремя не поспит или очень голоден. Дальше - про плохое. Помимо отсутствия слов, у сына до сих пор нет указательного жеста: ничего не показывает ни в книжке, ни на лице, ни в пространстве (книжки листать при этом любит, водит ладонью по картинкам, но на просьбы показать что-то конкретное пальцем, не реагирует никак). Когда указываешь ему пальцем на что-то в отдалении, смотрит только на палец. Ни в какие ролевые игры не играет. Машинки почти не катает, а только рассматривает, изучает, трогает и наполняет предметами. Если предлагаешь построить что-то из кубиков или порисовать, либо перекладывает кубики или карандаши по одному себе за спину, либо швыряет их. Ничего у нас не просит подать и на просьбы что-то сделать не реагирует. Исключение - через раз реагирует на "дай", когда держишь перед ним протянутую ладонь. Иногда кажется, если не предложишь ему еду, он, даже голодный, об этом не попросит. И на бутылочку, если хочет пить, не покажет. Только во время еды, бывает, протягивает палец к бутылке, которая стоит рядом, но не до конца понятно, он так просит или просто трогает. (Если всё-таки просит, иногда глазами, иногда возмущённый стоном). Непонятно также, как реагирует на уход родителей. С бабушкой может оставаться подолгу, играет и веселиться, возвращению родителей радуется. Встречая с работы папу, бежит на четвереньках, протягивает руки, улыбается. Но на сам уход при этом не реагирует никак (в том числе когда выходишь из комнаты, оставляя его одного; исключение - если его что-то беспокоит, например, он ждёт, что его покормят или уложат спать, тогда реагирует возмущённым стоном). Если я вдруг плачу, смотрит на моё лицо либо просто с интересом, либо с улыбкой. Если настоятельно, громко, однозначно прошу не дёргать меня за волосы, потому что мне больно, тоже улыбается и продолжает. Иногда кажется, что он понимает строгий голос и "нельзя", но чаще, наоборот, как будто удивляется и улыбается в ответ. Бывает, машет головой из стороны в сторону, иногда просто так, иногда после того, как сначала отказывается поесть, говоря таким образом "нет", а потом как будто продолжает вертеть головой по инерции, глядя при этом в пол. Несколько раз, стоя у окна, бился лбом о стекло, но всего по четыре-пять стуков и не со всей силы. Когда сыну было девять месяцев, мы переехали в новую квартиру. Переехали быстро, за один день и в ту же ночь сын впервые спал один в своей комнате. Я смотрела вашу лекцию "Аутизм или нет", в которой вы приводили пример с переездом: наш сын, как вы об этом и говорили, не прореагировал на переезд никак. Вообще, сейчас кладывается впечатление, что всё, что казалось в сыне таким прекрасным (деликатный, ничего не требует, не капризничает, улыбается и смеётся от любой мелочи, взгляд внимательный и задумчивый, не давится никакими предметами и, как нам говорят все, кого мы гвстречаем, от друзей до соседей в лифте: "Он у вас такой спокойный!", и это не говоря о том, что просто невероятный красавец) - теперь почти всё это, как выясняется, может быть признаком аутизма. Просто не верится. Да, на всякий случай, если это важно: с опорой ходит последние несколько месяцев быстро, ловко перебираясь между мебелью. Точно может стоять полминуты, ни за что не держась и даже сделать три шага (при этом смеётся, радуется), но всё равно предпочитает ходить только с опорой, держась за руку или двигая перед собой стул. Нас это сейчас не особенно волнует: ортопед, педиатр и невролог никаких медицинских проблем не выявили. Невролог при этом месяц назад поставила диагноз "угроза задержки речевого развития" и порекомендовала занятия в развивающей группе. Тогда я ещё не прошла тест M-CHAT-R и об аутизме даже не думала о нём. Конечно, нам проходить его рановато, сыну только 14,5 месяцев (тест от 16), но он показал 7 и 8 баллов (есть вопросы, на которые не выходит ответить однозначно), что соответствует среднему (7) и высокому (8) риску развития аутизма, что слишком сильно пугает, чтобы оставить без внимания. Так вот: аутизм ли это? Простите за такой многословный текст. Всё сейчас кажется критически важным. При том, что хорошего детского психиатра в не очень большом городе найти, кажется, ещё сложнее, чем хорошего невролога, и очень хочется понимать, действительно ли это нужно нам сейчас. Заранее спасибо за ответ. Ника, мама Михаэля
Здравствуйте, Ника. Ответьте, если ли у Михаэля имитация?
Консультация психотерапевта на тему «Высокий риск аутизма у сына в 1 2 или нет» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 14 января 2019
О консультанте
Сайт
Подробности

Врач-психиатр, психиатр детского и подросткового возраста, психо-реабилитолог проконсультирует по всему спектру психиатрических заболеваний детей и подростков.

Телефон для записи: +7-903-936-59-55.