Консультации / Психология и психиатрия

Высокий риск аутизма у сына в 1 2 или нет

Доброго дня, уважаемый Ариэль Аркадьевич. Большое спасибо за вашу работу. Нашему сыну 1 год и 2 месяца. Роды прошли в срок, естественные, 8/9 по шкале АПГАР, беременность протекала нормально. С самого начала у сына, который развивался совершенно нормально (чуть медленнее, чем среднее значение, но в пределах нормы), была одна особенность: он ничего никогда не тянул в рот. Позже стало понятно, что у этой неплохой на первый взгляд особенности есть вторая сторона: он до сих пор никогда не доносил до рта и ничего съедобного (руки пачкать не боится, разминает еду в руке, но пальцы после этого никогда не оближет). Иногда пробует взять сам свою бутылку с водой, но чаще всего злится и отбрасывает её, пока не поднесёшь ко рту в своей руке. Мы, не будучи тревожными родителями, до этого времени не волновались и после года предположили, что сын так и не начал говорить в том числе потому, что моторика просто плохо тренировалась всё это время. (При этом листать страницы, поднимать мелкие предметы, перебирать орехи, расстегнуть ремешок от часов на моей руке - легко). В итоге, что касается речи, слово "папа" сын не сказал ни разу даже в виде лепета (хотя папа проводит с ним очень много времени). Говорит слогами "мамамама", "бабабаба", но как будто не осмысленно. Другие "слова" и звуки произносит много, выразительно, с разными интонациями, но нам их не понять. Я при этом с самого рождения много, с выражением читаю ему вслух, постоянно разговариваю с ним, задаю вопросы, и он в последнее время стал очень внимательно следить за моей артикуляцией. В общем, из внушающего оптимизм: сын очень улыбчивый и смешливый. Хохочет, играя в ку-ку или догонялки или глядя на своё отражение в зеркале. Обожает щекотки, подбрасывания на руках. В глаза смотрит очень внимательно (и родителям, и бабушкам, и врачу на осмотре). На улыбку реагирует моментально. С детьми видится мало, если находится рядом, не подходит, но очень внимательно наблюдает. В играх наполняет машинку разными предметами, пытается вставлять разные фигурки в прорези (сортеры). Любит игрушки, которые издают звуки, целенаправленно нажимает на кнопки. Говорит "ав-ав", иногда по своей инициативе, иногда, когда я говорю "гав-гав". Другим звукам животных не подражает (и на "скажи, как говорит кот", не отвечает). С интересом дёргает за струны гитары, стучит по барабану и любит соединять разные предметы между собой, например, "играть" на гитаре каким-нибудь предметом или стучать чем-нибудь обо что-нибудь. Чаще всего живо отзывается на имя. Но если пытаешься привлечь его внимание, когда он чем-то увлечён, может и не отозваться. Если происходит что-то непонятное для него, смотрит на реакцию родителей. Кажется, в каких-то вещах пытается подражать, например, "печатать" на клавиатуре компьютера или может дать "пять" (в "ладушки" не играет, но внимательно следит за руками). Не всего и не очень уверенно, но повторяет хлопанье в ладоши и "пока-пока", глядя на взрослого. Также может подолгу проводить время сам, но, наигравшись, приползает, просится на руки, обнимает за шею, прижимается, ведёт себя очень ласково. Примерно с года начал стесняться малознакомых людей (или родных, которых редко видит), но через 10-15-минут улыбается, играет со всеми. Играя с котом, старается быть деликатным, не дёргает за хвост, а аккуратно гладит (при этом кот его царапает и кусает, что сына не беспокоит и не останавливает). Спит в основном хорошо, от груди отказался сам в 10 месяцев, просто перестав просыпаться по ночам. Проблем со стулом тоже нет. Есть небольшая, постоянная, еле заметная аллергия в виде пятнышек сыпи непонятно на что (кожа в целом очень сухая). Одевается без проблем в любую одежду. На новую еду реагирует по-разному, но в основном хорошо. Истерик почти не бывает, только когда вовремя не поспит или очень голоден. Дальше - про плохое. Помимо отсутствия слов, у сына до сих пор нет указательного жеста: ничего не показывает ни в книжке, ни на лице, ни в пространстве (книжки листать при этом любит, водит ладонью по картинкам, но на просьбы показать что-то конкретное пальцем, не реагирует никак). Когда указываешь ему пальцем на что-то в отдалении, смотрит только на палец. Ни в какие ролевые игры не играет. Машинки почти не катает, а только рассматривает, изучает, трогает и наполняет предметами. Если предлагаешь построить что-то из кубиков или порисовать, либо перекладывает кубики или карандаши по одному себе за спину, либо швыряет их. Ничего у нас не просит подать и на просьбы что-то сделать не реагирует. Исключение - через раз реагирует на "дай", когда держишь перед ним протянутую ладонь. Иногда кажется, если не предложишь ему еду, он, даже голодный, об этом не попросит. И на бутылочку, если хочет пить, не покажет. Только во время еды, бывает, протягивает палец к бутылке, которая стоит рядом, но не до конца понятно, он так просит или просто трогает. (Если всё-таки просит, иногда глазами, иногда возмущённый стоном). Непонятно также, как реагирует на уход родителей. С бабушкой может оставаться подолгу, играет и веселиться, возвращению родителей радуется. Встречая с работы папу, бежит на четвереньках, протягивает руки, улыбается. Но на сам уход при этом не реагирует никак (в том числе когда выходишь из комнаты, оставляя его одного; исключение - если его что-то беспокоит, например, он ждёт, что его покормят или уложат спать, тогда реагирует возмущённым стоном). Если я вдруг плачу, смотрит на моё лицо либо просто с интересом, либо с улыбкой. Если настоятельно, громко, однозначно прошу не дёргать меня за волосы, потому что мне больно, тоже улыбается и продолжает. Иногда кажется, что он понимает строгий голос и "нельзя", но чаще, наоборот, как будто удивляется и улыбается в ответ. Бывает, машет головой из стороны в сторону, иногда просто так, иногда после того, как сначала отказывается поесть, говоря таким образом "нет", а потом как будто продолжает вертеть головой по инерции, глядя при этом в пол. Несколько раз, стоя у окна, бился лбом о стекло, но всего по четыре-пять стуков и не со всей силы. Когда сыну было девять месяцев, мы переехали в новую квартиру. Переехали быстро, за один день и в ту же ночь сын впервые спал один в своей комнате. Я смотрела вашу лекцию "Аутизм или нет", в которой вы приводили пример с переездом: наш сын, как вы об этом и говорили, не прореагировал на переезд никак. Вообще, сейчас кладывается впечатление, что всё, что казалось в сыне таким прекрасным (деликатный, ничего не требует, не капризничает, улыбается и смеётся от любой мелочи, взгляд внимательный и задумчивый, не давится никакими предметами и, как нам говорят все, кого мы гвстречаем, от друзей до соседей в лифте: "Он у вас такой спокойный!", и это не говоря о том, что просто невероятный красавец) - теперь почти всё это, как выясняется, может быть признаком аутизма. Просто не верится. Да, на всякий случай, если это важно: с опорой ходит последние несколько месяцев быстро, ловко перебираясь между мебелью. Точно может стоять полминуты, ни за что не держась и даже сделать три шага (при этом смеётся, радуется), но всё равно предпочитает ходить только с опорой, держась за руку или двигая перед собой стул. Нас это сейчас не особенно волнует: ортопед, педиатр и невролог никаких медицинских проблем не выявили. Невролог при этом месяц назад поставила диагноз "угроза задержки речевого развития" и порекомендовала занятия в развивающей группе. Тогда я ещё не прошла тест M-CHAT-R и об аутизме даже не думала о нём. Конечно, нам проходить его рановато, сыну только 14,5 месяцев (тест от 16), но он показал 7 и 8 баллов (есть вопросы, на которые не выходит ответить однозначно), что соответствует среднему (7) и высокому (8) риску развития аутизма, что слишком сильно пугает, чтобы оставить без внимания. Так вот: аутизм ли это? Простите за такой многословный текст. Всё сейчас кажется критически важным. При том, что хорошего детского психиатра в не очень большом городе найти, кажется, ещё сложнее, чем хорошего невролога, и очень хочется понимать, действительно ли это нужно нам сейчас. Заранее спасибо за ответ. Ника, мама Михаэля
Здравствуйте, Ника. Ответьте, если ли у Михаэля имитация?
Консультация психотерапевта на тему «Высокий риск аутизма у сына в 1 2 или нет» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
О консультанте
Образование
Новосибирский государственный медицинский университет
Место работы
MDI-ARIEL Центр раннего развития детей, коррекции речи и поведения (г. Новосибирск)
Сайт
Подробности

Врач-психиатр, психиатр детского и подросткового возраста, психо-реабилитолог проконсультирует по всему спектру психиатрических заболеваний детей и подростков:

  • аутизм,
  • шизофрения,
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности,
  • тики,
  • школьная травля,
  • жертвы насилия и так далее.

Телефон для записи: +7-903-936-59-55.

Всем заинтересованным в очной консультации в городах России и странах СНГ рекомендовано подписаться на обновления профиля А.А. Става на Фейсбук по ссылке и отслеживать планы и передвижения специалиста.

Задать вопрос
Похожие вопросы
Аутизм или нет
Аутизм или нет Здравствуйте, Ариель Аркадьевич! Моему сыну 2,2 года, у нас проблемы с пониманием обращённой речи! Уже просто крик души! Помогите разобраться, пожалуйста! Это вторая беременность, все анализы на...
Аутизм или нет
Здравствуйте, мне нужна ваша помощь, измучилась вся, моей дочери 1,5 месяцев, родилась по шкале апгар 7/8 балов, узи головы-псевдокиста, до 3 месяцев не держала голову, начали массаж сразу же подняла...
Аутизм или нет
Здравствуйте, Ариэль Аркадьевич. Посмотрела вашу лекцию " аутизм или нет" и решилась описать свою историю и обратиться к вам за помощью. Начну с самого начала: 1 беременность естественным путем, протекала...
Аутизм или нет
Добрый день, доктор! Моему сыну 1год и 9 месяцев. Родился он на 38 неделе, путем планового КС, вес 2100,рост 44см. по Апгар ⅞ После роддома лежали с патологии новорожденных, проходили...
РАС или нет
Здравствуйте. Сыну 3 года и 2 месяца. Вроде "наклёвывается" РАС (сейчас проходим специалистов). Посмотрела вашу лекцию, у нас классической картинки аутизма нет. Но я так и не поняла, что же...
Аутизм или нет
Здравствуйте! Ариель аркадьевич, очень прошу, ответьте! Написала много, простите, но кажется все очень важным… голова кругом, очень переживаю и устала…в каждом движении ребенка выискиваю аутичные черты, довела себя. Нашему мальчику...
Аутизм или нет
Здравствуйте, помогите пожалуйста разобраться в проблеме,не могу уже,очень мучаюсь.Сыну полтора года.Беременность и роды без особенностей.Малыш не реагирует на свое имя,не понимает обращению речь-подай,принеси.Не понимает слово нельзя.Нет указательного жеста-если что то...